Аграрное движение в Римской республике во второй половине II в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов

Занятие проводится в форме проблемного семинара.

Вопросы:

1. Причины реформ в оценке античных авторов.

2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы.

3. Реформы Гая Гракха и их социально-политическая направленность.

4. Причины поражения аграрного движения и его значение.

5. Аграрный закон 111 года до н.э.

Литература:

1) История Древнего Мира. Кн.3. Упадок древних обществ. - М., 1989.

2) История Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 2000.

3) Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 1987. – С. 85-112.

Дополнительная литература:

1. Кузищин, В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э.

2. – I в. н.э.) / В.И. Кузищин. - М.: Издат. МГУ, 1976.

3. Утченко, С.Л. Кризис и падение Римской республики / С.Л. Утченко. - М., 1965.

Проблемно-логические задания:

· Докажите тезис, что именно условия политической борьбы превратили Тиберия из мирного реформатора в радикального политика, готового на революционные шаги.

· Сравните методы борьбы применявшиеся сторонниками и противниками Гракхов.

Темы устных сообщений:

Армия римской республики во II в. до н.э.

Реформы Гая Мария.

 

Тема семинарского занятия № 14.

Развитие земледелия в Италии в II – I вв. до н.э.

Занятие проводится в форме семинара-беседы.

Вопросы:

1. Формирование крупного землевладения в Италии.

2. Организация крупного хозяйства с использованием труда рабов во II веке до н.э.

3. Изменения в организации крупного рабовладельческого хозяйства в I веке до н.э.

Литература:

1) История Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищина. М., 2000.

2) Кузищин, В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в. н.э. / В.И. Кузищин. - М., 1973.

3) Кузищин, В.И. Античное классическое рабство как экономическая система / В.И. Кузищин. - М.: Издат. МГУ, 1990.

4) Кузищин, В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э. – I в. н.э.) / В.И. Кузищин. - М.: Издат. МГУ. 1976.

Проблемно-логические задания:

· Сравните патриархальное рабство и классическое.

· На примере рабов в Италии покажите разницу между сословным и классовым делением.

· Каковы недостатки рабского труда, которые должны были со временем сказаться на развитии экономики Италии.

Тема устного сообщения:

Развитие античной агрономической науки.

 

Тема семинарского занятия № 15.