Общие положення
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Методические указания для практических занятий
Для студентов иностранцев дневной и заочной форм обучения
Инженерно-педагогических специальностей
Харьков
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Методические указания для практических занятий
для студентов иностранцев дневной и заочной форм обучения
инженерно - педагогических специальностей
Утверждено Научно-методическим Советом
Украинской инженерно -
педагогической академии
Протокол №
от ________ 2014р.
Харьков 2014
УДК 159.922.6
Психология высшей школы: метод. указ. к практ. занятий для студ.иностр. дневной и заоч. форм инж.-пед. спец. / Укр. инж.-пед. акад.; сост.:Т.С.Сапельникова.; - Х.:[Б.в.], 2014. - 46 с.
Методические указания к выполнению практических работ по психологи высшей школы направлена на предоставление необходимой информации студентам иностранцам относительно организации данного вида учебной работы. В методических указаниях приведенные тесты для выполнения практических работ, список литературы из учебной дисциплины.
Рекомендуется для всех студентов иностранцев дневной и заочной форм обучения инженерно-педагогических специальностей академии при изучении дисциплины "Психология высшей школы".
Рецензент:док. псих. н., доц. И.М. Соколова
© Т.С.Сапельникова, 2014
© УИПА, 2014
Содержание
Общие положения | Стр.5 | |
Тема 1 | Структура и содержательные характеристики учебной деятельности. | Стр.6 |
Тема 2 | Исследование личностных качеств студента . | Стр.19 |
Тема 3 | Методы исследования личностных качеств студента. | Стр.27 |
Тема 4 | Психологические особенности развития познавательных процессов ( Волевые процессы) | Стр.46 |
Тема 5 | Определение коммуникативных качеств личности студента. | Стр.56 |
Тема 6 | Психологические особенности студенческого возраста . Особенности характера . | Стр.63 |
Тема 7 | Психологические особенности развития познавательных процессов. (Мышление) | Стр.73 |
Тема 8 | Психологические особенности развития познавательных процессов (Воображение) | Стр.83 |
Тема 9 | Исследование межличностных отношений в студенческой группе | Стр.91 |
Литература | Стр.97 |
Общие положення
Предметом изучения дисциплины «Психология высшей школы» являются психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе .
Главной целью изучения дисциплины «Психология высшей школы» является формирование у будущих специалистов современного психологического мышления и системы специальных психологических знаний в области высшего образования , понимания концептуальных основ системного представления человеческого фактора в учебном процессе , в изучении взаимосвязи психологических закономерностей и условий эффективности процесса обучения , специфики их влияния на производительность профессиональной деятельности специалиста и на цией основе содействие развитию их системного мышления , приобретение и закрепление у них умений использования принципов , методов , способов и средств рациональной организации теоретических и практических знаний для практической деятельности будущего специалиста .
Задача дисциплины - изучение :
- Сущности , закономерностей формирования и функционирования психологической структуры учебной деятельности ;
- Закономерностей формирования познавательных процессов студентов
( профессионального восприятия , мышления , памяти , внимания ) ;
- Закономерностей формирования профессиональных способностей , черт личности , умений и навыков ;
- Специфики проявления возрастных психических и психофизиологических особенностей студентов ;
- Специфики проявления дифференциально - психологических характеристик студентов в процессе обучения и воспитания , методы их диагностики ;
- Социально - психологических закономерностей формирования студенческого коллектива ;
- Социально - психологических закономерностей формирования коллектива преподавателей ;
- Психологических аспектов педагогического общения;
- Специфика деятельности психологической службы в Высшей учебном заведении .
Изучение дисциплины «Психология высшей школы » базируется на знаниях , полученных при изучении дисциплин вуза (психология , возрастная и педагогическая психология , психология труда) , в частности на знаниях сущности:
- Психологических явлений ;
индивидуальность ;, личность ,- Понятий индивид
- Понятий деятельности и общения в психологии ;
- Возрастных особенностей развития личности ;
- Предмета педагогической психологии ;
- Предмета психологии труда ;
- Психологических особенностей профессиональной деятельности ;
- Особенности межличностного общения в профессиональной деятельности .
После изучения дисциплины «Психология высшей школы» у студентов должны быть сформированы практические умения и навыки , которые позволят им :
- Оперировать категориями психологии высшей школы для углубленного изучения сущности явлений , происходящих в сфере высшего образования ;
- Выбирать и применять методы исследования проблем психологии высшей школы ;
- Осуществлять анализ индивидуальных особенностей личности и межличностных отношений в коллективах .
Дисциплина «Психология высшей школы » изучается в течение одного семестра . После изучения дисциплины студенты сдают зачет .
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА 1. Структура и содержательные характеристики учебной деятельности.
Цель: закрепить теоретические знания по теме «Особенности учебной деятельности», определить содержательные характеристики и структуру учебной деятельности, исследовать развитие профессиональной направленности студентов с помощью тестовой методики ДДО (Климова), ответить на вопросы для самопроверки