Общие положення

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Методические указания для практических занятий

Для студентов иностранцев дневной и заочной форм обучения

Инженерно-педагогических специальностей

 

 

Харьков


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

 

Методические указания для практических занятий

для студентов иностранцев дневной и заочной форм обучения

инженерно - педагогических специальностей

 

 

Утверждено Научно-методическим Советом

Украинской инженерно -

педагогической академии

Протокол №

от ­________ 2014р.

 

Харьков 2014


 

 

УДК 159.922.6

 

Психология высшей школы: метод. указ. к практ. занятий для студ.иностр. дневной и заоч. форм инж.-пед. спец. / Укр. инж.-пед. акад.; сост.:Т.С.Сапельникова.; - Х.:[Б.в.], 2014. - 46 с.

 

Методические указания к выполнению практических работ по психологи высшей школы направлена на предоставление необходимой информации студентам иностранцам относительно организации данного вида учебной работы. В методических указаниях приведенные тесты для выполнения практических работ, список литературы из учебной дисциплины.

Рекомендуется для всех студентов иностранцев дневной и заочной форм обучения инженерно-педагогических специальностей академии при изучении дисциплины "Психология высшей школы".

Рецензент:док. псих. н., доц. И.М. Соколова

 

 

© Т.С.Сапельникова, 2014

© УИПА, 2014


Содержание

  Общие положения Стр.5
Тема 1 Структура и содержательные характеристики учебной деятельности. Стр.6
Тема 2 Исследование личностных качеств студента . Стр.19
Тема 3 Методы исследования личностных качеств студента. Стр.27
Тема 4 Психологические особенности развития познавательных процессов ( Волевые процессы) Стр.46
Тема 5 Определение коммуникативных качеств личности студента. Стр.56
Тема 6 Психологические особенности студенческого возраста . Особенности характера . Стр.63
Тема 7 Психологические особенности развития познавательных процессов. (Мышление) Стр.73
Тема 8 Психологические особенности развития познавательных процессов (Воображение) Стр.83
Тема 9 Исследование межличностных отношений в студенческой группе Стр.91
  Литература Стр.97

 

 


Общие положення

Предметом изучения дисциплины «Психология высшей школы» являются психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе .
Главной целью изучения дисциплины «Психология высшей школы» является формирование у будущих специалистов современного психологического мышления и системы специальных психологических знаний в области высшего образования , понимания концептуальных основ системного представления человеческого фактора в учебном процессе , в изучении взаимосвязи психологических закономерностей и условий эффективности процесса обучения , специфики их влияния на производительность профессиональной деятельности специалиста и на цией основе содействие развитию их системного мышления , приобретение и закрепление у них умений использования принципов , методов , способов и средств рациональной организации теоретических и практических знаний для практической деятельности будущего специалиста .
Задача дисциплины - изучение :
- Сущности , закономерностей формирования и функционирования психологической структуры учебной деятельности ;
- Закономерностей формирования познавательных процессов студентов

( профессионального восприятия , мышления , памяти , внимания ) ;
- Закономерностей формирования профессиональных способностей , черт личности , умений и навыков ;
- Специфики проявления возрастных психических и психофизиологических особенностей студентов ;
- Специфики проявления дифференциально - психологических характеристик студентов в процессе обучения и воспитания , методы их диагностики ;
- Социально - психологических закономерностей формирования студенческого коллектива ;
- Социально - психологических закономерностей формирования коллектива преподавателей ;
- Психологических аспектов педагогического общения;
- Специфика деятельности психологической службы в Высшей учебном заведении .
Изучение дисциплины «Психология высшей школы » базируется на знаниях , полученных при изучении дисциплин вуза (психология , возрастная и педагогическая психология , психология труда) , в частности на знаниях сущности:
- Психологических явлений ;
индивидуальность ;, личность ,- Понятий индивид
- Понятий деятельности и общения в психологии ;
- Возрастных особенностей развития личности ;
- Предмета педагогической психологии ;
- Предмета психологии труда ;
- Психологических особенностей профессиональной деятельности ;
- Особенности межличностного общения в профессиональной деятельности .
После изучения дисциплины «Психология высшей школы» у студентов должны быть сформированы практические умения и навыки , которые позволят им :
- Оперировать категориями психологии высшей школы для углубленного изучения сущности явлений , происходящих в сфере высшего образования ;
- Выбирать и применять методы исследования проблем психологии высшей школы ;
- Осуществлять анализ индивидуальных особенностей личности и межличностных отношений в коллективах .
Дисциплина «Психология высшей школы » изучается в течение одного семестра . После изучения дисциплины студенты сдают зачет .

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА 1. Структура и содержательные характеристики учебной деятельности.
Цель: закрепить теоретические знания по теме «Особенности учебной деятельности», определить содержательные характеристики и структуру учебной деятельности, исследовать развитие профессиональной направленности студентов с помощью тестовой методики ДДО (Климова), ответить на вопросы для самопроверки