Глава 4. Методы сбора и обработки информации о поведении покупателей при изменении цен
Основные источники исходных данных для оценки поведения покупателей можно разделить на первичные и вторичные. К первичным источникам данных относят специальные выборочные обследования, наблюдения, анкетные опросы покупателей или специалистов, реализующих товар, результаты экспериментов. Вторичные источники данных – это опубликованные исходные данные, уже собранные кем-либо, имеющие полезность для определения эластичности, например, отчеты предприятия, издания Госкомстата РФ, специализированные коммерческие базы данных по организациям, товарам, регионам.
Методы сбора информации о поведении покупателей в зависимости от характера анализируемой информации разделяются на две группы:
- сбор и анализ данных о фактических покупках;
- оценка данных о предпочтениях и намерениях покупателей.
Другим основанием для классификации методов служат условия сбора информации (см. табл. 4.1).
Таблица 4.1
Методы сбора информации для изучения поведения покупателей
Тип оцениваемых параметров | Условия сбора информации | |
без участия исследователя | при активном участии исследователя | |
Фактические покупки | Исследования агрегированных данных о продажах | Эксперименты в магазинах |
Изучение панельных данных | Эксперименты в лабораторных условиях | |
Анализ данных, полученных при обследовании магазинов | ||
Предпочтения и намерения | Прямой опрос покупателей | Анализ имитируемых покупок |
Исследования готовности совершить покупку | ||
Декомбинационный анализ |
Содержание данных методов приведено в таблицах 4.3 и 4.4.
Достоинством данных методов является простота сбора и достоверность информации.
Недостатком – ретроспективный (исторический) характер информации, условность ее перенесения в будущее.
Данные методы можно применять в стабильных условиях, когда на рынке не ожидается серьезных изменений; кроме того, сбор информации о покупках, совершаемый в прошлом, возможен только в том случае, когда товар продавался в течении какого-то времени.
Факторы, способные изменить будущую реакцию покупателей на изменение цен, приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Факторы способные изменить будущую реакцию покупателей на изменение цен
Текущее количество конкурирующих организаций и торговых марок. | |
Масштабы и дата самого недавнего изменения цен конкурентами. | |
Масштабы и эффективность рекламной организации каждой из конкурирующих марок (организаций). | |
макроэкономическая ситуация в стране. |
Таблица 4.3