Материал занятия.

Ландшафт антропогенный – сложный термин, состоящий из двух слов: ландшафт и антропогенный (от греч. anthropos – человек, genes – рожденный), т.е. ландшафты, свойства которых обусловлены человеческой деятельностью.

Под воздействием человеческой деятельности формируются ландшафты, которые, хотя и сохраняют естественный характер и подчи­няются природным закономерностям, несут и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, измененных свойств почвы, измененного режима подземных и поверхностных вод и т.п.

К антропогенным относят широкую гетерогенную группу ландшафтов, как сознательно, целенаправленно созданных человеком для выполнения тех или иных социально-экономических функций, так и возникших в результате непреднамеренного изменения природных ландшафтов.

К антропогенным ландшафтам относится большинство современных ландшафтов Земли.

Антропогенные ландшафты – важные объекты деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что значительная часть таких ландшафтов создана для выполнения ресурсовоспроизводящих (поля, лесонасаждения и т.д.) и средоформирующих (населенные пункты) функций. А во-вторых, с тем, что в процессе своего функционирования антропогенные ландшафты, подобно природным, про­должают участвовать в формировании газового состава атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.

Существует много разновидностей антропогенных ландшафтов. Соответственно создано и много вариантов их классификаций. Чаще всего классификации строятся на основе учета степени измененности природного ландшафта человеком, целей использования, меры целенаправленности их возникновения, длительности их существования и степени регулируемости, а также меры хозяйственной ценности.

По выполняемым социально-экономическим функциям наиболее часто различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные (инженерные, техноген­ные), городские (урбанизированные), рекреационные, заповедные, средозащитные (водоохранные, например). В ряде случаев возможно одновременное выполнение двух или нескольких функций. Следует отметить, что любой вид и форма человеческой деятельности могут не только формировать выполнение ландшафтом той или иной функции, но и быть источником непреднамеренных изменений, приводящих к отрицательным последствиям.

В научных справочниках и энциклопедиях понятиям "классификация" и "типология" порой придается почти однозначное толкование. На самом же деле их необходимо различать. Классификация ландшафтов – логическая операция по упорядочению и группировке множества индивидуальных ландшафтов в классы, типы, роды и виды согласно строго обусловленным признакам, отражающим их сущностные свойства. Типология ландшаф­тов—результат их классифицирования, система соподчиненных типологических совокупностей реально существующих ландшафтов региона. Если классификация – научный подход, программа типологических действий, то типология – итог их применения к индивидуальным ландшафтам конкретной местности. Типология играет роль научной модели ландшафтного устройства определенной территории. Можно говорить о систематике ландшафтов России, Индии, Китая, Евразии, Африки и т. д.

Известно, что ландшафт – сложная природная (или природно-антропогенная) геосистема. В зависимости от предметного (теоретико-методологического) видения ландшафтов возможно построение нескольких классификационных моделей.

К настоящему времени наиболее глубоко разработанными можно считать структурно-генетическую и геохимическую классификации. Первая создавалась усилиями отечественных географов-ландшафтоведов: Д. Л. Арманда, Н. А. Гвоздецкого, А. Г. Исаченко, Ф. Н. Милькова, В. А. Николаева и др. Вторая обоснована в трудах географов-геохимиков Б. Б. Полынова, А. И. Перельмана, М. А. Глазовской. Предпринимаются попытки построения геофизической, геоэкологической, эстетической и некоторых других видов ландшафтных классификаций.

Наиболее широкое распространение получила классификация природно-антропогенных ландшафтов Ф.Н.Милькова: по содержанию (агроландшафты, селитебные, воднохозяйственные, горно-промышленные, лесохозяйственные, рекреационные), генезису, глубине воздействия человека на природу, целенаправленности возникновения, длительности существования, хозяйственной ценности.

Задания:

1. Принципы природно-хозяйственного районирования.

2. Классификация антропогенных ландшафтов по Ф.Н.Милькову. Какие подходы к делению природно-антропогенных ландшафтов по Милькову Ф.Н. вы знаете? Заполните таблицу.

 

 

3. Дайте определение эксплуатируемым (культурным) и заброшенным (акультурным) ландшафтам.

 

 

Контрольные вопросы:

1. На сколько лет вперед можно сделать географический прогноз?

2. Сколько общенаучных методов известно на данный момент?

3. В чем заключается суть экстраполяции?