Предисловие

А.К. Китов

ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА

Курс лекций

 

Предисловие

Курс «Прикладная механика» читается для немашиностроительных специальностей. В учебных планах ряда технических специальностей курс называется по-разному: «Прикладная механика», «Техническая механика», «Механика». Количество лекционных часов, выделяемых на курс, так же разное от 17 до 48 часов.

В курсе рассматриваются 4 раздела: сопротивление материалов; основы взаимозаменяемости; основы теории механизмов и машин (ТММ); детали машин. Каждый из этих разделов – это отдельная дисциплина, которая, например, у машиностроителей, изучается в течение одного-двух семестров. В данном курсе на все четыре дисциплины отводится максимум 48 часов на дневной форме обучения. Что касается заочной формы обучения, то здесь максимальное количество лекционных часов – 8. Предполагается, что весь основной материал студент должен освоить самостоятельно.

Литературы по каждому разделу достаточно много. В основном это многостраничные монографии, зачастую сильно теоретизированные. Не подготовленному человеку очень сложно выделить из обилия материала ту маленькую часть, имеющую именно прикладное значение, то есть позволяющую решать практические инженерные задачи. Во многих отдаленных представительствах, наоборот, у студентов ситуация усугубляется отсутствием необходимой литературы.

Именно вышеизложенные обстоятельства подвигли автора к написанию данного курса.

Основная цель курса сформулирована так: в сжатой форме, при использовании только основных (базовых) формул и закономерностей, дать возможность будущим инженерам решать конкретные инженерные задачи, то есть уметь «прикладывать» свои знания.

Для достижения этой цели каждый раздел курса построен, как методика решения практических задач. В большинстве случаев методика решения разбирается на конкретных примерах, доведенных до численного значения или до чертежа, то есть до конечного результата.

Невозможно включить в краткий курс весь необходимый вспомогательный материал: характеристики материалов, таблицы и графики коэффициентов и др. Однако, в раздел «Основы взаимозаменяемости» включены рекомендуемые посадки и ограниченный перечень полей допусков и предельных отклонений; в разделе «Детали машин» приведены необходимые данные для выбора клиновых ремней и роликовых приводных цепей. Очевидно, что для решения более широкого круга задач необходимо привлекать дополнительные источники информации. По каждому разделу дан список литературы.

Автор приносит свою благодарность доктору технических наук, профессору Ю.В. Димову, кандидатам технических наук, доцентам

Ю.Н. Горнову и П.В. Королеву за все замечания и полезные советы, высказанные по разделам курса.

Автор.