Методические рекомендации по реферативной работе студентов
Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержания научного труда, литературы по теме.
Изложение материала происходит в основном своими словами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются автором реферата, причем некоторые положения могут приводиться в виде цитата, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п.)
Виды рефератов
Рефераты могут быть общими, специализированными и сводными.
В общем реферате содержание реферируемого произведения излагается более или менее разносторонне.
В специализированном реферате отражаются лишь те вопросы, которые представляют определенный интерес для определенной категории специалистов.
В сводном реферате объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких книг, брошюр, журнальных статей или других источников научно-технической информации. Сводный реферат часто называют реферативным обзором. Тематика рефератов определяется преподавателем, рассматривается и утверждается ПЦК, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться.
Требования к реферату
Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
§ Правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;
§ Изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);
§ Изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;
§ Все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
§ Содержать критические замечания и собственные выводы.