Методические рекомендации по реферативной работе студентов

Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержания научного труда, литературы по теме.

Изложение материала происходит в основном своими словами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются автором реферата, причем некоторые положения могут приводиться в виде цитата, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п.)

Виды рефератов

Рефераты могут быть общими, специализированными и сводными.

В общем реферате содержание реферируемого произведения излагается более или менее разносторонне.

В специализированном реферате отражаются лишь те вопросы, которые представляют определенный интерес для определенной категории специалистов.

В сводном реферате объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких книг, брошюр, журнальных статей или других источников научно-технической информации. Сводный реферат часто называют реферативным обзором. Тематика рефератов определяется преподавателем, рассматривается и утверждается ПЦК, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться.

Требования к реферату

Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

§ Правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;

§ Изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);

§ Изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;

§ Все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;

§ Содержать критические замечания и собственные выводы.