Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Допишите определения

Информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

Данные - любая информация, понятная для человеческого мозга или вычислительного устройства, благодаря упорядоченному представлению.

 

Свойства информации:

  • достоверность
  • полнота
  • точность
  • ценность
  • своевременность
  • понятность
  • доступность
  • краткость и т. д.

Задание 2. Приведите примеры данных и условия, при которых они становятся информацией?

сообщение о том, что в соседней комнате горит свет будет информацией для получателя только тогда, когда получатель не знает горит свет или нет.

Задание 3. Приведите примеры, иллюстрирующие отличия информации от данных?

мокро - это состояние, а вода - это вещество. Данные - это состояние, а информация терминологически не определена. У информации нет свойств, а определение происходит через условия существования информации.

Задание 4. Допишите пропущенные слова в определениях:

Информационные ресурсы – по законодательству РФ документы и массивы документов винформационных системах

библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Технические средства – совокупность всех используемых устройств,

предназначенных для копирования, обработки, хранения и передачи информации в цифровой форме.

 

Задание 5. Распределите представленные ресурсы на технические и информационные ресурсы

Информационные услуги   Технические средства
Интернет  
Газета  
  Модем  
База данных  
  Компьютерная сеть  
  Персональный компьютер  
Журнал  
  Принтер  
  Телефон  
Архив  
Сайт  
Электронная почта  
  Проектор  
  CD - диск  

 

 

Задание 6.. Постройте хронологическую таблицу развития информационных ресурсов, используя учебник А. Н. Степанова. Информатика. – СПб.: Питер, 2002. (таблица 1)

 

Таблица 1. Развитие информационных ресурсов

Период Краткая характеристика периода
30 000 лет назад Ручной этап развития средств обработки информации. Появление первых наскальных рисунков, первых инструментов для «записи» на носители, приспособлений для хранения и обработки информации.
Первая информационная революция. ( Этапы появления средств и методов отработки информации, вызывавших кардиальные изменения в обществе, определяется как информационные революции). Изобретение письменности обусловило качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и передача их последующим поколениям.
Вторая информационная революция-середина 19 века. Изобретение книгопечатания изменило общество, культуру и организацию деятельности человека родикальним образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации информации.
Третья информационная революция-конец 19 века. Изобретение электричества, благодаря которому появились: телефон, радио, позволяющие оперативно накапливать и передавать информацию.
Четвёртая информационная революция – 70 года 20 века. Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера.
   
   
   
   

 

 

Задание 7. Постройте хронологическую таблицу развития технических средств (таблица 2)

 

Таблица 2. Развитие технических средств

Период Краткая характеристика периода
40-х годах XX века.   1946-1955 года первое поколение ЭВМ, состояли из электронно-вакумных машинных резисторов и конденсаторов. Располагались в шкафах, которые занимали целые машинные залы. Скорость работы 10-20 тысяч операций в секунду. В эксплуатации были очень сложны, так как часто заменялись лампы и перегревались машины. Программировались в машинных кодах. В 1946 году появилась первая ЭВМ «Малая электронная счётная машина» - была создана группой учёных под руководством Лебедева в 1951 году.  
конце 50-х годов 1955-1965 года – второе поколение ЭВМ, которые состояли из полупроводниковых электронов (транзисторы, диоды, более современные резисторы и конденсаторы). Располагались в стойках (чуть выше роста человека); устанавливались в специальных залах. Скорость работы до 1 миллиона операций в секунду.
Середина 60-х гг. 1965-1980 года третье поколение ЭВМ. Создавались на интегральных схемах; состояли из стоек и дисплея, которые не нуждались в специальном помещении. Скорость до нескольких миллионов операций в секунду. Эксплуатировались большим штатом сотрудников: оператор, электронщик. В конце 1966 под руководством Лебедева завершилась разработка «Большой электронной счётной машины.
80 – е г. 1980 год - по настоящее время – четвёртое поколение ЭВМ. Создавались из больших интегральных схем. По размерам ПК занимает часть письменного стола. Скорость работы до нескольких миллиардов операций в секунду. Нужен один человек. Программирование с помощью новых языков. Бурное развитие операционных систем и прикладных программ.

 

     
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации   Задание 8. Ответьте на вопросы по теме Как называются пакеты, которые приобретаются за полную их стоимость? Ответ: Коммерческие пакеты
     

Что такое дистрибутив?

Ответ: это форма распространения программного обеспечения.

Нарушение авторских прав на программное обеспечение называется?

Ответ: пиратство

 

Задание 9. Изобразите схему видов компьютерного пиратства:

Компьютерные игры  
Литературные произведения  
Программное обеспечение  
Аудиопиратство  
Видеопиратство  

 

Рисунок 1. Виды компьютерного пиратства

 

 

Раздел 2. Информация и информационные процессы  

Задание 10. Выполните тест по теме:

1. Минимальной единицей измерения информации является:

a. 1 бит

b. 1 байт

c. 1 Кбайт

2. Сколько содержится байт в 12 Кбайтах?

a. 12828 байт

b. 12288 байт

c. 12882 байт

d. 12888 байт

 

3. Вывод изображения на экран монитора называется:

a. Кодированием

b. Группировкой

c. Декодированием

d. Актуализацией

 

4. Дополните недостающие элементы схемы:

 

5. По способу восприятия информация бывает:

a. Визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая

b. Текстовая, числовая, графическая, звуковая

c. Массовая, личная, специальная секретная

 

6. В какой системе счисления представлено число IV:

a. Позиционной

b. Непозиционной

 

7. В какой системе счисления представлено число 787:

c. Позиционной

d. Непозиционной

 

Задание 11. Ответьте на вопросы по теме:

 

Зависят ли свойства информации от человека ее получающего?

Зависят. Если информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения – она объективна. Но отражаясь в сознании конкретного человека

Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.

Афиша на кинотеатре, программа телепередач на неделю.

Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.

Предоставление страховки здоровья (страховая компания может собрать много информации о человеке, но всё равно он лучше осведомлён о состоянии собственного здоровья).

Приведите примеры адекватной информации.

Сказки, адекватные для воспитания детей как информационные модели общественных отношений, представленных в литературной форме, понятной детям.

Задание 12. Распределите аналоговые и дискретные способы представления графической и звуковой информации.

 

Аналоговая информация Виды информации Дискретная информация
Картина художника  
  Разговор по телефону  
  Интерфейс программы  
Рабочий стол персонального компьютера  
  Аудиозапись в стандартном проигрывателе  
  Звук фильма  
Иллюстрация книги  

 

Задание 13. Напишите недостающие действия при выполнении алгоритма перевода числа 101101,012 из двоичной системы счисления в десятичную:

 

1)

?
Расставляем разряды над числом: у целой части __________________________________, у дробной части________________________________________________________________________________. Получаем____________________________________________________________________

2) Основание системы счисления ________. Возводим ее в степень полученных разрядов. И умножается на ______________________________________________________________________. Получаем____________________________________________________________________________.

3) Полученные произведения складываются.

Получаем ____________________________________________________________________________.

 

?
Задание 14. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную

2510 =__________ 1510 =__________

5010 = _________ 5810 = _________

Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную

11111002 = _________ 11001112 = _________

11101012 = _________ 10100112 = _________

Задание 15. Используя правило перевода двоичного числа в восьмеричное число заполните таблицу 3.

Таблица 3. Таблица преобразования двоичных триад в восьмеричные цифры

Двоичные триады
Восьмеричные цифры            

Правило перевода для перевода из целого двоичного числа в восьмеричное, его нужно разбить на группы по три цифры, справа налево, а затем преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру. Если в последней, левой, группе окажется меньше трех цифр, то необходимо ее дополнить слева нулями.

Переведем таким способом двоичное число 1010012 в восьмеричное:

101 0012 => 1 × 22 + 0 × 21 + 1 × 20 0 × 22 + 0 × 21 + 1 × 20 => 518.

0002____________________________________________________________________________________0102____________________________________________________________________________________0102____________________________________________________________________________________0112____________________________________________________________________________________1002____________________________________________________________________________________1102____________________________________________________________________________________

1112____________________________________________________________________________________

Задание 16. Используя правило перевода двоичного числа в шестнадцатеричное число заполните таблицу 4.

Таблица 4. Таблица преобразования двоичных триад в шестнадцатеричные цифры

Двоичные тетрады
Шестандцатиричные цифры                      

Правило перевода

Зная, что для перевода целого двоичного числа в шестнадцатеричное его нужно разбить на группы по четыре цифры (тетрады), начиная справа, и, если в последней левой группе окажется меньше четырех цифр, дополнить ее слева нулями. Для перевода дробного двоичного числа (правильной дроби) в шестнадцатеричное необходимо разбить его на тетрады слева направо и, если в последней правой группе окажется меньше четырех цифр, то необходимо дополнить ее справа нулями. Затем надо преобразовать каждую группу в шестнадцатеричную цифру.

Переведем целое двоичное число А2 = 1010012 в шестнадцатеричное:

Двоичные тетрады
Шестнадцатеричные цифры

В результате имеем: А16 = 2916.

Задание 17. Дополните схему, обозначив логические операции и написав их название.

 

Схема 2. Основные логические операции, используемые для составления таблиц истинности

 

Задание 18. Привести примеры информационных процессов в обществе, природе, технике.

 

Информационный процесс – это____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________.

________________________________________________________________________________________


Задание 19. Написать реферат на тему «Организация поиска информации в различных поисковых системах».

 

Тема 2.5. Управление процессами

Задание 20. Допишите определение информационной системы и заполните хронологическую таблицу развития информационных ресурсов

 

Информационные ресурсы – это____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например,_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Таблица . История развития информационных систем