Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Допишите определения
Информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.
Данные - любая информация, понятная для человеческого мозга или вычислительного устройства, благодаря упорядоченному представлению.
Свойства информации:
- достоверность
- полнота
- точность
- ценность
- своевременность
- понятность
- доступность
- краткость и т. д.
Задание 2. Приведите примеры данных и условия, при которых они становятся информацией?
сообщение о том, что в соседней комнате горит свет будет информацией для получателя только тогда, когда получатель не знает горит свет или нет.
Задание 3. Приведите примеры, иллюстрирующие отличия информации от данных?
мокро - это состояние, а вода - это вещество. Данные - это состояние, а информация терминологически не определена. У информации нет свойств, а определение происходит через условия существования информации.
Задание 4. Допишите пропущенные слова в определениях:
Информационные ресурсы – по законодательству РФ документы и массивы документов винформационных системах
библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Технические средства – совокупность всех используемых устройств,
предназначенных для копирования, обработки, хранения и передачи информации в цифровой форме.
Задание 5. Распределите представленные ресурсы на технические и информационные ресурсы
Информационные услуги | Технические средства | |
Интернет | ||
Газета | ||
Модем | ||
База данных | ||
Компьютерная сеть | ||
Персональный компьютер | ||
Журнал | ||
Принтер | ||
Телефон | ||
Архив | ||
Сайт | ||
Электронная почта | ||
Проектор | ||
CD - диск |
Задание 6.. Постройте хронологическую таблицу развития информационных ресурсов, используя учебник А. Н. Степанова. Информатика. – СПб.: Питер, 2002. (таблица 1)
Таблица 1. Развитие информационных ресурсов
Период | Краткая характеристика периода |
30 000 лет назад | Ручной этап развития средств обработки информации. Появление первых наскальных рисунков, первых инструментов для «записи» на носители, приспособлений для хранения и обработки информации. |
Первая информационная революция. ( Этапы появления средств и методов отработки информации, вызывавших кардиальные изменения в обществе, определяется как информационные революции). | Изобретение письменности обусловило качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и передача их последующим поколениям. |
Вторая информационная революция-середина 19 века. | Изобретение книгопечатания изменило общество, культуру и организацию деятельности человека родикальним образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации информации. |
Третья информационная революция-конец 19 века. | Изобретение электричества, благодаря которому появились: телефон, радио, позволяющие оперативно накапливать и передавать информацию. |
Четвёртая информационная революция – 70 года 20 века. | Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера. |
Задание 7. Постройте хронологическую таблицу развития технических средств (таблица 2)
Таблица 2. Развитие технических средств
Период | Краткая характеристика периода |
40-х годах XX века. | 1946-1955 года первое поколение ЭВМ, состояли из электронно-вакумных машинных резисторов и конденсаторов. Располагались в шкафах, которые занимали целые машинные залы. Скорость работы 10-20 тысяч операций в секунду. В эксплуатации были очень сложны, так как часто заменялись лампы и перегревались машины. Программировались в машинных кодах. В 1946 году появилась первая ЭВМ «Малая электронная счётная машина» - была создана группой учёных под руководством Лебедева в 1951 году. |
конце 50-х годов | 1955-1965 года – второе поколение ЭВМ, которые состояли из полупроводниковых электронов (транзисторы, диоды, более современные резисторы и конденсаторы). Располагались в стойках (чуть выше роста человека); устанавливались в специальных залах. Скорость работы до 1 миллиона операций в секунду. |
Середина 60-х гг. | 1965-1980 года третье поколение ЭВМ. Создавались на интегральных схемах; состояли из стоек и дисплея, которые не нуждались в специальном помещении. Скорость до нескольких миллионов операций в секунду. Эксплуатировались большим штатом сотрудников: оператор, электронщик. В конце 1966 под руководством Лебедева завершилась разработка «Большой электронной счётной машины. |
80 – е г. | 1980 год - по настоящее время – четвёртое поколение ЭВМ. Создавались из больших интегральных схем. По размерам ПК занимает часть письменного стола. Скорость работы до нескольких миллиардов операций в секунду. Нужен один человек. Программирование с помощью новых языков. Бурное развитие операционных систем и прикладных программ. |
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации Задание 8. Ответьте на вопросы по теме Как называются пакеты, которые приобретаются за полную их стоимость? Ответ: Коммерческие пакеты | ||
Что такое дистрибутив?
Ответ: это форма распространения программного обеспечения.
Нарушение авторских прав на программное обеспечение называется?
Ответ: пиратство
Задание 9. Изобразите схему видов компьютерного пиратства:
|
|
|
|
|
Рисунок 1. Виды компьютерного пиратства
Раздел 2. Информация и информационные процессы |
Задание 10. Выполните тест по теме:
1. Минимальной единицей измерения информации является:
a. 1 бит
b. 1 байт
c. 1 Кбайт
2. Сколько содержится байт в 12 Кбайтах?
a. 12828 байт
b. 12288 байт
c. 12882 байт
d. 12888 байт
3. Вывод изображения на экран монитора называется:
a. Кодированием
b. Группировкой
c. Декодированием
d. Актуализацией
4. Дополните недостающие элементы схемы:
5. По способу восприятия информация бывает:
a. Визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая
b. Текстовая, числовая, графическая, звуковая
c. Массовая, личная, специальная секретная
6. В какой системе счисления представлено число IV:
a. Позиционной
b. Непозиционной
7. В какой системе счисления представлено число 787:
c. Позиционной
d. Непозиционной
Задание 11. Ответьте на вопросы по теме:
Зависят ли свойства информации от человека ее получающего?
Зависят. Если информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения – она объективна. Но отражаясь в сознании конкретного человека
Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.
Афиша на кинотеатре, программа телепередач на неделю.
Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.
Предоставление страховки здоровья (страховая компания может собрать много информации о человеке, но всё равно он лучше осведомлён о состоянии собственного здоровья).
Приведите примеры адекватной информации.
Сказки, адекватные для воспитания детей как информационные модели общественных отношений, представленных в литературной форме, понятной детям.
Задание 12. Распределите аналоговые и дискретные способы представления графической и звуковой информации.
Аналоговая информация | Виды информации | Дискретная информация |
Картина художника | ||
Разговор по телефону | ||
Интерфейс программы | ||
Рабочий стол персонального компьютера | ||
Аудиозапись в стандартном проигрывателе | ||
Звук фильма | ||
Иллюстрация книги |
Задание 13. Напишите недостающие действия при выполнении алгоритма перевода числа 101101,012 из двоичной системы счисления в десятичную:
1)
|
2) Основание системы счисления ________. Возводим ее в степень полученных разрядов. И умножается на ______________________________________________________________________. Получаем____________________________________________________________________________.
3) Полученные произведения складываются.
Получаем ____________________________________________________________________________.
|
2510 =__________ 1510 =__________
5010 = _________ 5810 = _________
Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11111002 = _________ 11001112 = _________
11101012 = _________ 10100112 = _________
Задание 15. Используя правило перевода двоичного числа в восьмеричное число заполните таблицу 3.
Таблица 3. Таблица преобразования двоичных триад в восьмеричные цифры
Двоичные триады | ||||||||
Восьмеричные цифры |
Правило перевода для перевода из целого двоичного числа в восьмеричное, его нужно разбить на группы по три цифры, справа налево, а затем преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру. Если в последней, левой, группе окажется меньше трех цифр, то необходимо ее дополнить слева нулями.
Переведем таким способом двоичное число 1010012 в восьмеричное:
101 0012 => 1 × 22 + 0 × 21 + 1 × 20 0 × 22 + 0 × 21 + 1 × 20 => 518.
0002____________________________________________________________________________________0102____________________________________________________________________________________0102____________________________________________________________________________________0112____________________________________________________________________________________1002____________________________________________________________________________________1102____________________________________________________________________________________
1112____________________________________________________________________________________
Задание 16. Используя правило перевода двоичного числа в шестнадцатеричное число заполните таблицу 4.
Таблица 4. Таблица преобразования двоичных триад в шестнадцатеричные цифры
Двоичные тетрады | |||||||||||
Шестандцатиричные цифры |
Правило перевода
Зная, что для перевода целого двоичного числа в шестнадцатеричное его нужно разбить на группы по четыре цифры (тетрады), начиная справа, и, если в последней левой группе окажется меньше четырех цифр, дополнить ее слева нулями. Для перевода дробного двоичного числа (правильной дроби) в шестнадцатеричное необходимо разбить его на тетрады слева направо и, если в последней правой группе окажется меньше четырех цифр, то необходимо дополнить ее справа нулями. Затем надо преобразовать каждую группу в шестнадцатеричную цифру.
Переведем целое двоичное число А2 = 1010012 в шестнадцатеричное:
Двоичные тетрады | ||
Шестнадцатеричные цифры |
В результате имеем: А16 = 2916.
Задание 17. Дополните схему, обозначив логические операции и написав их название.
Схема 2. Основные логические операции, используемые для составления таблиц истинности
Задание 18. Привести примеры информационных процессов в обществе, природе, технике.
Информационный процесс – это____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________.
________________________________________________________________________________________
Задание 19. Написать реферат на тему «Организация поиска информации в различных поисковых системах».
Тема 2.5. Управление процессами |
Задание 20. Допишите определение информационной системы и заполните хронологическую таблицу развития информационных ресурсов
Информационные ресурсы – это____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например,_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица . История развития информационных систем