Аускультативный метод Короткова
О с н а щ е н и е: тонометр и фонендоскоп. Исследование проводят на человеке.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. АД измеряют в плечевой артерий левой руки. Наложите на плечо манжету, в локтевом сгибе установите, не сильно надавливая, фонендоскоп. С помощью резиновой груши нагнетайте воздух в манжету, повышая в ней давление до исчезновения пульса, т. е. до того момента, когда давление в манжете превысит давление в плечевой артерии. Затем, открыв винтовой клапан, медленно выпускайте воздух и внимательно выслушивайте звуки (тоны) в плечевой артерии. В момент, когда давление в манжете станет чуть ниже давления в артерии, небольшая порция крови на высоте систолы преодолевает место сужения и, ударившись о расслабленную стенку сосуда, вызывает ее колебание. В результате вибрации расслабленной артериальной стенки ниже места пережатия появляются кратковременные звуки (тоны). Давление воздуха в манжете в момент появления первого тона соответствует систолическому давлению. Тоны вначале слышны слабо, но при дальнейшем медленном снижении давления в манжете они усиливаются, а затем, достигнув максимума, уменьшаются. Когда давление в манжете станет ниже диастолического давления в сосуде, кровь свободно проходит через сосуд, и тоны исчезают. Момент выслушивания последнего тона указывает величину диастолического давления.
Не снимая манжеты, но выпустив из нее воздух, измерьте АД два раза с перерывом в несколько минут и отметьте наименьшие величины. При первом измерении давления вследствие некоторого нервного возбуждения иногда получают завышенные цифры. Время, в течение которого производят измерение давления, не должно превышать 1 мин; в противном случае нарушается кровообращение в руке вследствие затруднения венозного оттока.
Оформление протокола.
1. Запишите результаты трехкратного измерения АД методом Короткова.
Измерение | АД сист. | АД диаст. |
Первое измерение | ||
Второе измерение | ||
Третье измерение | ||
Среднее |
2. Рассчитайте среднее динамическое давление по формулам Хикэма и Вецлера—Богера. ..
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Дайте оценку полученным данным.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Определение идеального кровяного давления.
Известно, что средние показатели артериального давления зависят от возраста испытуемого, эмоционального состояния, физической нагрузки и многих других факторов.
Учитывая взаимосвязь между высотой артериального давления и возрастом, профессор Волынский З.М. (1949) предложил формулу идеального давления для каждого возраста:
· максимальное (систолическое) артериальное давление — 102 + 0,6Х;
· минимальное (диастолическое) артериальное давление — 63 + 0,5Х ;
где Х - возраст в годах.
Сегодня пользуются более адаптированными формулами которые выглядят следующим образом
Возраст | САД | ДАД |
до 15 лет | САД=80 + 2,0 × возраст (в годах) | - |
16–20 | САД=83 + 1,7 ×возраст (в годах) | ДАД=42 + 1,6 ×возраст (в годах) |
20–80 лет | САД=109 + 0,4 ×возраст (в годах) | ДАД=64 + 0,3 ×возраст (в годах) |
Оформление протокола.
1. Рассчитайте различными методами идеальное кровяное давление для своего возраста. Сравните с полученными ранее результатом измерения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------