Риторика — искусство убеждать.

 

Задание 1. Прокомментируйте определения риторики, данные разными авторами. Какое из них вам кажется наиболее убедительным?

1. Красноречие — служанка убеждения.

Коракс, Др. Греция, V в. до н.э.

2. Риторика — наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.

Квинтилиан, Др. Рим, I в. н.э.

3. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

М.В. Ломоносов, XVIII в.

4. Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других.

Н.Ф. Кошанский, XIX в.

5. Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

А.К. Михальская, XX в.

6. Риторика — это наука об искусстве публичного выступления.

И.А. Стернин, XX в.

7. Риторика — это наука об эффективной устной, публичной, нехудожественной речи.

Чеслав Далецкий, XX в.

Задание 2. Предложите свое определение риторики.

Задание 3. Расскажите о роли риторики в современном обществе и о своем отношении к ней. В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:

· Приходилось ли вам выступать публично?

· Любите ли вы выступать публично?

· Зависит ли профессиональный успех от риторической подготовки человека?

· Чего вы ждете от занятий по риторике?

· Кого из общественных деятелей (деятелей науки, культуры; журналистов, современных политиков) вы считаете успешным оратором? Почему?

· Какие задачи в плане совершенствования своей речи вы себе ставите?

Еще в классической риторике (например в «Риторике» Аристотеля, трактате «Об ораторе» Цицерона) был разработан так называемый канон, который исследовал путь от мысли к слову. Греческое слово kanon обозначает правило, образец. Античный риторический канон для современного человека ценен тем, что является своего рода схемой работы над речью, указывает на последовательность действий оратора. Он включает пять этапов: инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция.

Задание 4. Познакомьтесь с содержанием таблицы «Античный риторический канон». Охарактеризуйте этапы античного риторического канона. Расскажите, какой схемой работы над речью пользовались античные ораторы.

Античный риторический канон

 

  Наименование этапа Содержание этапа
Латинский термин Русский термин
1. Инвенция (лат. inventio) Изобретение мыслей На этом этапе оратор задавался вопросом «Что сказать?», обдумывал содержание будущего выступления, отбирал материал.
2. Диспозиция (лат. dispositio) Расположение изобретенных мыслей Диспозиция представляет собой работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе оратор искал ответ на вопрос «Где сказать?», «где» — значит, в какой части речи, после чего.
3. Элокуция (лат. elocutio) Выражение мыслей, собственно красноречие Это этап словесного оформления мыслей и редактирования речи, шлифовка текста (удаление неудачных выражений и добавление более уместных). На этом этапе давался ответ на вопрос «Как сказать?»
4. Мемория (лат. memorio) Запоминание Это технический этап подготовки речи, размышление над тем, как донести созданный текст до слушателя. Оратор репетировал пересказ, выучивал текст наизусть, составлял заметки к выступлению.
5. Акция (лат. actio hypocrisis) Произнесение Это актерское, театральное исполнение речи, этап, на котором речь произносится с использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. Это этап общения оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.

Задание 5.Прокомментируйте мысль, высказанную Е. Фуксом — секретарем А. Суворова, автора одного из первых учебников по военной риторике. Согласны ли вы с его мнением?

Хорошая речь не может быть лишь импровизированной. Логичная последовательность мысли, верное распределение времени, возрастающий интерес речи, эффективные выражения, порождающие картинность слога, все это не является по вдохновению.

Каждый оратор желал бы, чтобы его речь производила впечатление импровизации, но горе тому, кто на самом деле полагается на случайную удачу.

Задание 6. Познакомьтесь с рекомендациями Д. Карнеги «Как готовиться к выступлению». Ответьте на вопросы:

· Иллюстрацией к какому этапу риторического канона может послужить данный текст?

· В чем заключается метод А. Линкольна?

Не пытайтесь сесть и приготовить речь за 30 минут. Нельзя испечь речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть.

Выберите тему в начале недели, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью.

Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать.

Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое разное время — когда вы принимаете ванну, едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед.

Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались все ораторы, имевшие успех.

 

Здание 7. Сопоставьте содержание таблицы «Античный риторический канон» и отрывка из трактата Цицерона «Об ораторе». Что бы вы добавили к комментарию в таблице?

Вся деятельность и искусство оратора предстает в пяти частях /…/. Во-первых, он должен определить, что сказать, затем расположить изобретенное не только в определенном порядке, но и соответственно весу каждого аргумента; затем стилистически украсить это; после этого удержать в памяти и, наконец, произнести речь эффектно и с обаянием.

 

Задание 8. Познакомьтесь с высказыванием А.К. Михальской — одного из теоретиков современной риторики. Какую оценку античного риторического канона дает А.К. Михальская? Что думаете об этом вы?

Античный (классический) риторический канон /…/ есть опробованная тысячелетиями и соответствующая общим законам человеческого мышления и речи парадигма (образец) мыслительной и речевой деятельности. Овладеть этой парадигмой, научиться практически использовать этот образец — значит приобщиться к самим основам европейской культуры.