СУРГУТ 2015
ГБОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА
Кафедра медико-биологических основ физической культуры
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для методико-практических занятий по дисциплине:
«Организационно-методические условия занятий
Физической культурой в специальной медицинской группе»
Студент (ка)___________________
Группа_______________________
СУРГУТ 2015
Введение
Условием, которое в решающей степени определяет эффективность процесса физического воспитания в специальной медицинской группе, является знание об изменениях, происходящих в организме в результате педагогических вмешательств. Чем глубже нам известно то существенное, что характеризует исходное состояние организма, а так же чем лучше и объективнее удается произвести необходимое сопоставление бывшего и достигнутого состояния, тем более верным окажутся поправки и коррекция, которые будут использованы в процессе физического воспитания.
Для эффективной организации процесса физического воспитания обучающихся, отнесенных в специальную медицинскую группу, необходимо знание основных показателей, характеризующих двигательную и функциональную подготовленность: физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное состояние и способность организма адаптироваться в условиях мышечной деятельности.
Данные методические указания необходимы для сбора профессиональной и полезной информации индивидуальной направленности в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и предназначены для:
- активизации творческих способностей студента;
- совершенствования теоретических навыков и повышения творческого мастерства;
- экономии времени для разрешения определенных практических задач по организации и методике проведения учебной, внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию.
Предлагаемый вариант рабочей тетради носит собирательный характер и отражает наиболее распространенные методико-практические аспекты в работе преподавателя физической культуры с лицами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Задание № 1. Исследовать состояние опорно-двигательного аппарата. Составить плантограмму стоп занимающегося. Дать характеристику осанки.
Для определения плоскостопия существуют различные методики. Основными из них являются следующие:
1) визуальный метод исследования;
2) измерительный (плантографический) метод исследования;
3) рентгенографический метод исследования.
При визуальном исследовании стопы обследуемый встает босыми ногами на твердую площадь опоры, стопы параллельно на расстоянии 10-15 см. Определяется положение пяточной кости по отношению к голени (вид сзади), состояние продольного и поперечного сводов стопы. Для определения начальных степеней плоскостопия проводят функциональные пробы. Например, босой человек несколько раз поднимается на носки. При удовлетворительном состоянии мышечно-связочного аппарата наблюдается супинация пятки углубление наружного и внутреннего сводов. Если функция мышц значительно понижена, о свод стопы не увеличивается и супинации не происходит. В данном случае нужно проверить обувь, в которой ходит обследуемый. Если каблуки резко сношены, то это указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с любой из сторон, свидетельствует о боковом искривлении стопы.
Плантографический метод по И.М. Чижину (упрощенный вариант).
Подошвенную часть стоп смазать синькой или любым иным красителем (нельзя смазывать бриллиантовой зеленью или веществом, в основе которого жир) . Затем обследуемому необходимо встать на чистый лист бумаги каждой ногой. Под давлением веса тела на листках образуется отпечаток каждой стопы.
Обрисуйте контуры стоп. При помощи линейки и карандаша на каждый из отпечатков наносят две линии. Первую линию АБ проводят по наиболее выступающим частям внутренней поверхности отпечатка. Вторую, перпендикулярную к ней ВГ, через наиболее отстоящую от линии АБ точку внутренней поверхности отпечатка. Пересечение линии ВГ с контурами внутренней и наружной части отпечатка – точки Д и Е – определяет ширину опорной части стопы. Отношение ДЕ ко всей ширине стопы ВЕ позволяет установить степень развития свода стопы.
Если отношение ДЕ/ВЕ не превышает 1/3, то стопа нормальная, с достаточно развитым сводом. Отношение ДЕ/ВЕ, составляющее более 1/3, но не более ½, характеризует уплощенную стопу. Если же отношение этих отрезков превышает ½, то такую стопу считают плоской.
Результаты исследования:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------