Налоговое администрирование и налоговая политика.

 

 

Важнейшее звено налоговой реформы – это укрепление системы налогового администри-рования, которое в итоге должно быть объединено в рамках одного органа, что значительно упростит положение честных налогоплательщиков и усилит государственное воздействие на неплательщиков налогов. Налоговая реформа должна стать мощным импульсом для развития предпринимательства, притока инвестиций, роста благосостояния населения.

Администрирование - деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления.

Администрирование, как основная функция управления, в соответствии с классической теорией управления, включает:

- планирование - постановку целей, задач (заданий);

- организацию - создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями;

- руководство - оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений;

- учет;

- контроль;

- анализ.

Администрирование подразделяется на корпоративное (частное) и общественное (государственное, муниципальное). Применительно к действующим структурам государственного администрирования все перечисленные выше функции управления сохраняют свою силу.

Налоговое реформирование в России, связанное с введением в действие I и II частей Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), существенным образом изменило взаимоотношения налоговых органов, налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений.

Налоговое администрирование основывается на государственном устройстве. Согласно Конституции, Российская Федерация – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов России. В ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которой надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.

Налоговое администрирование - организационно-управленческая система реализации налоговых отношений. Оно включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Бюджетная система Российской Федерации -основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты.

Налоговое администрирование можно также определить как систему управления государством налоговыми отношениями.

Объектомналогового администрирования являются налоговые отношения. Возникновение налоговых отношений обусловлено объективной необходимостью в связи с наличием и функционированием государства и его институтов.

Становление рыночных принципов хозяйствования в России сопровождается повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами, что предопределяет повышение значимости налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на пропорции общественного воспроизводства, а также как элемента обслуживания государственных общественных нужд (наука, образование, оборона, общественная безопасность).

Для успешного проведения налоговой политики государства необходима система организационных мероприятий.

Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер (управленческих, правовых), принимаемых субъектами налогового контроля, для создания соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.

Налоговое администрирование – это важнейшая сфера научно-практических исследований и практических действий, являющихся частью общей теории и практики управления фискальной системой. Оно основывается на фундаментальных результатах политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Как функция управления налоговое администрирование использует специфическую информационную среду обеспечения (обслуживания) данной сферы практических действий. Эта информационная среда включает совокупность методов, приемов и средств реализации информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существующем и перспективном положении в экономике и политике. Таким образом, понятие «налоговое администрирование» раскрывается с трех сторон.

Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

В-третьих, это информационная среда реализации функций управления.

Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе.

Бюджет- форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов только усиливают эти недостатки. Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положение налоговедения должно учитываться при организации системы управления налогообложением.

Налогообложение- процесс установления и взимания налогов в стране, включает определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Непосредственно влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность – также часть процесса управления налоговыми отношениями.

Аудит- предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Задачи налоговых служб меняются при переходе к рынку и функционировании бизнеса в условиях экономической свободы. Репрессивные органы ФНС России, МВД России, контрольно-ревизионное управление Минфина России, Счетная палата и их структурные единицы на местах постепенно преобразовываются не только в органы, обеспечивающие контроль за исполнением налоговых бюджетов, но и государственные исследовательские центры.

Выполнение налоговыми администрациями аналитико-информационных функций (это возможно в условиях компьютеризации информационных потоков) позволит им значительно усилить регулирующую способность налогообложения. Следовательно, к системе государствен-ного управления налогообложением, занимающейся координацией и совершенствованием всех сторон налогообложения, применимо понятие «налоговое администрирование».

Налоговое администрирование как особый научно-практический процесс чрезвычайно емко по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое. Оно занимает ведущее место в системе управления экономикой.