г. Владимир, 2011

Рабочая тетрадь

 
 


Составитель:

Матыкина И.А.,

Учитель-логопед

МДОУ д/с № 116

 
 


г. Владимир, 2011

Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. У многих детей отмечаются нарушения произношения нескольких групп звуков, в связи с чем, необходимо осваивать упражнения в полном объеме, что требует довольно длительного времени. Чтобы разнообразить занятия подготовительного этапа была разработана тетрадь с печатной основой. Тематика заданий связана с названиями упражнений, поэтому после их выполнения легко перейти к артикуляционной гимнастике. Если тетрадь будет использоваться для домашних заданий, то логопеду следует дописывать названия тех упражнений, которые нужно выполнить дополнительно. Кроме того, в тетради имеется таблица, которая является своеобразной памяткой для родителей. Занимаясь по тетради, у ребенка будут развиваться также память, внимание, мышление, восприятие и мелкая моторика.

Тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Примечание: чтобы тетрадь была удобной в использовании, при распечатке в настройках принтера следует выбрать «печать книжкой» или «2 страницы на листе», после чего сложить их пополам или разрезать и сшить.

Сайт: http://logorina.rusedu.net

 

 

Раскрась и выполни те упражнения, которые у тебя хорошо получаются.

 

 
     
«Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.   «Лягушечка-хоботок» / «Улыбка-трубочка» Попеременно растягивать губы в улыбки и вытягивать в трубочку.   «Заборчик» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5.  
«Чашечка» Рот широко открыт. Передний и бо­ковой края широкого языка поднять вверх, но не касаться зубов.   «Вкусное варенье» Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, выполняя языком движения сверху вниз.   «Качели»   Рот открыт. Кончик языка поднимать к верхним и нижним зубам.  
«Кошка сердится» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх.   «Часики» Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кон­чик узкого языка передвигать из левого угла рта в правый.   «Иголочка» Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.  
«Гармошка» Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.   «Грибок» Приоткрыть рот, прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, от­крыть рот. Удерживать это положение.   «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.  
«Расческа»   Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. «Футбол»   Рот приоткрыт, язык упирается то в одну, то в другую щеку.   «Барабан»/ «Дятел»   Стучать кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произ­нося звук д — д — д ...

1.

Нарисуй по образцу. Выполни арт.упр. «Лягушечка-хоботок» и др. ________________

2.

Сделай все часы одинаковыми. Выполни арт.упр. «Часики» и др. ________________

 

 

 

3.

До какого листочка доберется лягушка? Нарисуй ее путь, глядя на схему. Выполни упр. «Лягушечка-хоботок» и др. ______________________________________________

 

 

4.

Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни упр. «Иголочка» и др.

_______________________________________________________________________

 

 

5.

Какая из этих теней — тень слоника, который нарисован в рамочке?

Выполни упр. «Лягушечка-хоботок» и др. ______________________________________

 

6.

Что не подходит? Раскрась лишние часы. Выполни упр. «Часики» и др.

_________________________________________________________________________

 

 

7.

«Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и дого­ни мальчика. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указатель­ный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и сред­ний.

Выполни упр. «Футбол» и др.______________________________________________

 


8.

Помоги лягушке добраться до кувшинки. Выполни арт.упр. «Лягушечка-хоботок» и др. ______________________________________________________________________

 

 

9.

Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни арт.упр. «Лопата» и др.

_____________________________________________________________________

 

 

10.

Пришиваем пуговицы и проговариваем: «Одна пуговица, две пуговицы...». Сколько пуговиц ты пришил?

Выполни упр. «Иголочка» и др. ____________________________________________

 

 

11.

Выполни упр. «Футбол» и др. _______________________________________________

Где настоящий футболист, а где Егор-любитель?

Что неправильно сделал Егор — подскажите.

 

 

12.

Сделай все мячи одинаковыми, выполни арт.упр. «Футбол» и др. ________________

 

 

 

 

13.

Раскрась картинку в соответствии с условными обозначениями. Выполни упр. «Чашечка» и др. ____________________________________________________

 


 

1 — красный

2 — синий

3 — желтый

4 — зеленый

5 — коричневый

6 — оранжевый


14.

В каждом ряду закрась предмет точно такой же,
как нарисован в квадрате. Выполни арт.упр. «Чашечка», «Футбол» и др.

_______________________________________________________________

 

 

 

 

15.

Какая чашка лишняя? Раскрась ее. Выполни арт.упр. «Чашечка» и др.

___________________________________________________________________

 

 

 

16.

Одного предмета нет. На полку поставь подходящий предмет. Выполни арт.упр. «Чашечка» и др. _____________________________________________

 

 

 

17.

Предложите ребёнку найти для каждой фигурки новое место и нарисовать её. Выполните арт.упр. «Чашечка», «Гармошка», «Лопата», «Качели».

 

 

 

18.

Заштрихуй фигурки. Выполни упр. «Чашечка», «Грибок» и др.

__________________________________________________________________

 

 

       
 
   
 

 

 


19.

Раскрась две одинаковые картинки.

___________________________________________________________________

 

 

 

20.

Дорисуй у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших —- по одной ручке с правой стороны.

Выполни упр. «Чашечка» и др. ________________________________________

 

 

21.

Помоги маме сделать заготовки на зиму. Рисуем плоды в банках и проговариваем: «Горох, горошек...». Что мы ещё заготовили?

Выполни арт.упр. «Вкусное варенье» и др. _____________________________

 

 
 

 

 


22.

Закончи рисунки, выполни соответствующие арт.упр.

 

             
   
 
 
   
   

 

 


23.

В каждой строке два одинаковых рисунка. Один из них находится слева, найди второй и обведи его простым карандашом.

Выполни упр. «Грибок» и др. ________________7.jpg">

 

 

25.

Соедини точки по цифрам. Выполни упр. «Гармошка» и др.

___________________________________________________________________

 

 

26.

Раскрась одинаковые предметы в одинаковый цвет. Выполни арт.упр. «Грибок» и др. _____________________________________________________

 

 

 

27.

Куда придёт ежик? Нарисуй его путь. В этом тебе поможет схема.

Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________________

 

 

 

28.

Нарисуй по образцу.

Выполни упр. «Дятел» («Барабан») и др. ________________________________

 

29.

Нарисуй листочек на грибе, под грибом, над грибом, справа и слева от гриба, за грибом. Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________

 

 

 

 


30.

Найди отличия. Выполни упр. «Лягушка-хоботок», «Грибок», «Гармошка» и др.

 

 


Список литературы

 

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем внимание. – М., 2004.

2. Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р’. – Мн., 2003. – 16с.

3. Киселева Г. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Вып.3. – М., 2007. – 57с.

4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – М., 2001. – 207с.

5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб, 2007. – 32с.