Практика 7. Произнесение (см. также упражнения по технике речи)
Вопросы:
1. Какую роль в успехе публичной речи играют невербальные средства общения?
2. Охарактеризуйте основные виды жестов и ситуации их применения.
3. Каковы основные характеристики и свойства голоса?
Задание № 1.Определите, какие жесты могут быть использованы при произношении фраз:
Все это не для меня.
Стучат, стучат и вверху, и внизу.
Пришли и те и другие.
Пусть это останется между нами.
Мы-то с тобой поймем друг друга.
Пускай, пускай, оставь его.
Да что там, ну пусть.
Избавьте меня от этого, я этого не хочу.
Нет-нет, ни за что.
Так все напутано, такая неразбериха.
Никто ничего не поймет, полная сумятица.
Все это не совсем так.
Тут как-то все, знаете, эдак.
(По Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой)
Задание № 2.Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.
Задание № 3.Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).
Задание № 4. Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.
Задание № 5.Выступите с речью на одну из предлагаемых тем. Используйте в речи жесты различных типов. Избегайте лишних и искусственных жестов! (Не забудьте проработать все предыдущие этапы подготовки речи: обоснуйте, кому и зачем вы это говорите).
1. Как я учился плавать. 2. Как мы заблудились в густом лесу. 3. Как я охотился на бабочек. 4. Как я поймал огромного судака. 5. Как мы ремонтировали сарай.
Практика 8. Искусство спора
Игра «Дебаты»