Тема№10

ГБОУ СПО НО «НМБК»

Рабочая тетрадь по дисциплине:

«Общественное здоровье

И здравоохранение»

Для специальности «Сестринское дело»

Студента____________________________

___________________________________


Логико – дидактическая структура дисциплины

«Общественное здоровье и здравоохранение»

 

социальные группы система

населения здравоохранения

 

 


Свойства возраст, пол, место жительства бюджетная, страховая, частная

 

 

Процесс статика, динамика управление ЛПУ

 

 

Результат общественное здоровье деятельность ЛПУ

 

 

Показатели демография, заболеваемость качество медицинской помощи

 

 

Способ медицинская статистика

действия

 

ведение учетно- расчет анализ

отчетной документации показателей результатов

 


Тема№1

«Общественное здоровье, как научная дисциплина»

Цели занятия: -выявлять закономерности состояния здоровья в зависимости от условий социальной среды

-выделять факторы влияния на социальное здоровье

 

 

Обсуждение вопросов:

1. Что такое природная среда?

2. Какие факторы природной среды влияют на здоровье человека?

3. Что такое социальная среда?

4. Какие факторы социальной среды влияют на здоровье людей?

5. Что такое антропогенные факторы?

6. Из чего состоит окружающая среда?

7. От чего зависит общественное здоровье?

 

Домашнее задание:

1. Составить схему влияния внешней среды на общественное здоровье.

Среда Факторы

Социальная: - МЫ (коллектив) -

- Я (личность) -

- -

-

 

Окружающая: - СОЦИАЛЬНЫЕ -

- ГРУППЫ -

 

Природная: - -

- ЧЕЛОВЕК -

- -

 


Тема№2

«Факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья населения»

Цели занятия:- ознакомление с показателями здоровья населения и способами их расчета;

 

Изучение нового материала:

1 Социально – экономические, социально – биологические, природно – климатические, медицинские факторы, влияющие на здоровье.

2 Понятие «качество жизни», связанное со здоровьем

3 Демографические показатели, статика: численность населения, возрастной и половой состав населения, соотношение городского и сельского населения – проблемы, причины, пути решения.

4 Динамические показатели: механическое движение – виды миграции, проблемы, пути решения

5. Естественное движение населения: характеристика уровня рождаемости, смертности, детской смертности; механизм расчета показателей, их динамика, проблемы, причины и пути решения

6. Современные проблемы физического развития, медико-социальное значение для здоровья.

 

 


Домашнее задание:

1. Составить ЛДС

Показатели здоровья населения
   
           
   
   
     

 

2. Записать формулы расчета показателей.

Механический прирост=

Рождаемость=

 

Смертность=

 

Детская смертность=

 

Естественный прирост=

 

3. Подготовить индивидуальные выступления по темам

- «Современный уровень сердечно-сосудистой заболеваемости и пути снижения

- «Современный уровень острой инфекционной заболеваемости и пути снижения»

- «Уровень заболеваемости туберкулезом и пути снижения»

- «Уровень заболеваемости венерическими болезнями и пути снижения»


Тема№3

«Состояние заболеваемости населения»

Цели занятия:- ознакомление с методами изучения заболеваемости населения

Изучение нового материала:

1. Методы изучения заболеваемости. Заболеваемость по данным мед осмотров и по причинам смерти.

2.Заболеваемость по обращаемости: учетно-отчетная документация, формулы расчета показателей.

3.Острая инфекционная заболеваемость учетно-отчетная документация, формулы расчета показателей.

4.Хроническая не эпидемическая заболеваемость учетно-отчетная документация, формулы расчета показателей.

5.Заболеваемость с временной утратой трудоспособности учетно-отчетная документация, формулы расчета показателей, экспертиза ВУТ

6.Заболеваемость со стойкой утратой трудоспособности: её экспертиза, классификация, современные проблемы инвалидов

 

 


Домашнее задание:

1. Составить схему ЛДС

Методы изучения заболеваемости
Виды заболеваемости Учетные формы Формулы расчета
       
       
     
-        
-          
-        
-        
-        

Тема№4

«Медицинское обслуживание городского населения»

Цели занятия:систематизировать полученные знания о видах медицинских организаций города

 

Изучение нового материала:

1.Принципы организации мед обслуживания городского населения

2.Мед обслуживание населения по месту жительства – городская больница: принципы работы, структура и функции. Основные учетно-отчетные документы.

3.Медицинское обслуживание населения по месту работы – МСЧ: принципы работы, структуры и функции

4.Особенности структуры и функции ЛПУ по оказанию специализированной помощи:

- инфекционная больница

- хирургическая больница

- клиническая больница и НИИ

5.оказание помощи с хроническими не эпидемическими заболеваниями – диспансер: принципы работы, структуры и функции

6.оказания скрой медицинской помощи – СМП: структуры и функции

7.Оценка качества работы ЛПУ: Субъективные и объективные показатели деятельности ЛПУ.

 


Домашнее задание:

1.Составить таблицу

Принципы, структура и функции основных медицинских организаций города
Название МО Принципы работы Структура Функции
         
     
       
       
       
         
         
         
         

2.Повторить задачи женской консультации по наблюдению за беременными.

3. Повторить задачи детской поликлиники по наблюдению за развитием детей.


Тема№5

«Охрана здоровья женщин и детей»

Цели занятия:систематизировать полученные знания о видах медицинских организаций. Обслуживающих женщин и детей в городе.

Изучение нового материала:

1.Принципы оказания медицинской помощи женщинам и детям

2.Организация работы и структуры родильного дома

3.Особенности родильного и гинекологического стационара

4.Организационная структура детской поликлиники. Задачи отделения здорового ребенка и узких специалистов

5.Функции дошкольно-школьного отделения детской поликлиники

6.Организация деятельности детского стационара, его структура

7.Качественные показатели уровни медицинской помощи населения

 


Домашнее задание:

1.Составить таблицу

Охрана здоровья женщин и детей
Название МО Принципы работы Структура Функции
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.   8. 9.
  10. 11.
  12. 13.
  14. 15.
16. 17. 18.      
  19. 20.
  21. 22.
  23. 24.

 

2. Повторить принципы организации медицинской помощи городскому населению по материалам лекции по теме № 4, №5

 

3. Написать реферат по одной из тем, по выбору студента:

- «Государственная программа охраны материнства и детства в РФ»

- «Реализация Государственной программы охраны материнства и детства в нижегородской области»

 


Тема№6

«Медицинское обслуживание сельского населения»

Цели занятия: ознакомиться с системой медицинского обслуживания сельского населения.

 

 

Изучение нового материала:

1.Принцип этапности оказания медицинской помощи сельскому населению

2.Первый этап – врачебный участок:

- ФАП. Принципы организации деятельности фельдшера на селе

- Структура и функции участковой больницы

4.Второй этап – ЦРБ.

- Принципы организации, её структуры и функции

- Функции организационно-методического отдела ЦРБ

6.Третй этап – областная больница, её структура

- Понятия «Узкоспециализированная и высоко квалифицированная помощь»

- Функции организационно-методического отдела областной больницы

 


Домашнее задание:

1. Составить таблицу:

Медицинское обслуживание сельского населения.
Этап оказания помощи Название МО Структура Функции
       
     
       
       

2. Найти в интернете материалы по реализации Государственной программы улучшения медицинской помощи сельскому населению и предоставления льгот молодым специалистам, работающим на селе.

3. Повторить понятия «Здоровье», «Факторы формирующие здоровье», «Факторы, влияющие на здоровье»

4. Отметить динамику выполнения собственной программы укрепления здоровья, отраженную в рабочей тетради первокурсника по дисциплине «Методика учебы»


Тема№7

«Здоровый образ жизни и роль средних медицинских работников в его формировании»

Цели занятия:

Систематизировать знания о здоровом образе жизни и роли медицинского работника в его формировании.

 

 

Обсуждение вопросов:

- понятие «Здоровый образ жизни»

- механизмы формирования здорового образа жизни

- трудности формирования ЗОЖ

- медицинская активность как необходимый элемент ЗОЖ

- цели гигиенического воспитания населения

- основные методы гигиенического воспитания и обучения населения

- современные проблемы образа жизни и способы их решения

- анализ выполнения собственных программ укрепления здоровья

Домашнее задание:

1. Оценить современные состояния своего здоровья по предложенным тестам. Составить план решения проблем выявленных в здоровье.

2. Найти ответы на вопросы:

- что такое Государственный бюджет?

- каковы источники доходов в Государственный бюджет?

- какова форма расхода Государственного бюджета?

 

 


Тема№8

«Государственная модель здравоохранения. Бюджетно-страховая медицина»

Цель занятия:ориентироваться в экономической ситуации в стране

 

 

Изучение нового материала:

1.Предпосылки реформы в здравоохранении

2.Внебюджетные источники финансирования здравоохранения

3.Реформа организации работы ЛПУ

4.Необходимость перехода к другим экономическим моделям здравоохранения

5.Отличие ОМС РФ от классической экономической модели

6.Права и обязанности субъектов ОМС

7.Добравольное медицинское страхование, его сущность и сравнение с ОМС


Домашнее задание:

1. Составить сравнительную таблицу ОМС и ДМС

  ОМС ДМС
1. Вид страхования      
2. Осуществляется организациями:    
3. Правила страхования определяет    
4. Форма оплаты страхования    
5. Качество оказания медицинской помощи контролирует    
6. Цели использования доходов.    

2.Найти информацию:

- понятие рынка

- принципы товароденежных отношений в обществе


Тема№9

«Формирование рыночных отношений в здравоохранении»

Цели занятия:- ориентироваться в современной экономической ситуации в стране

- формулировать задачи маркетинга

 

Изучение нового материала:

- характеристика рынка и трудности перехода к рыночным отношениям в РФ

- понятие «Услуга» и её характеристика

- понятия «Маркетинг», «Маркетинговые среды»

- виды спроса и задачи маркетинга

- управление в маркетинге

Домашнее задание:

Повторить механизм управления процессами жизнедеятельности в организме человека при первой и второй сигнальной системе

 


Тема№10

«Основы управления в здравоохранении»

Цель занятия:представлять управленческую деятельность по отношению к себе и младшему медицинскому персоналу.

 

 

Изучение нового материала:

1.Необходимость управленческой деятельности в рыночных условиях.

2.Структура управленческой деятельности

3.Принципы и методы управления

4.Стили управления и управленческие решения

5.Этапы управленческой деятельности

6.Требования к среднему медицинскому персоналу как объекту управленческой деятельности в ЛПУ

7.Качественный анализ – заключительный этап управленческой деятельности


Домашнее задание:

1. Составить таблицу

Управленческая деятельность в медицинской организации.
Субъекты управления  
- 1 уровень    
- 2 уровень    
Методы управления    
   
   
Объекты управления    
   
   
   

2.Ответить на вопросы:

- Что такое статика?

- Какие существуют виды механического движения?

- Какие существуют виды естественного движения? Уровни и проблемы? 3.Повторить методы расчета демографических показателей для практического занятия №1