Практика 5. Диспозиция

 

Вопросы:

1. Охарактеризуйте основные части публичного выступления и их функции.

1. Раскройте принципы риторики описания и повествования?

2. Каковы особенности речи-рассуждения? Дайте характеристику хрии и ее видов.

 

Задание № 1. Определите тип вступления.

1. Вчера на заседании редакционной комиссии разгорелся большой спор. Собственно говоря, именно после этого заседания у меня и появилось желание сказать здесь несколько слов. (Г.С. Жуков)

2. Товарищи депутаты! К нам в эти дни поступают звонки и письма от наших избирателей. Они, провожая нас сюда, ждали от нас многого: чтобы мы рассмотрели те вопросы, которые их волнуют. Поэтому они просили получить ответы на три вопроса. (И.Н. Шундеев).

3. Друзья! Мне хотелось бы начать этот разговор размышлениями о слове, то есть о том оружии всечеловеческого общения, которое вручается людям природою безвозмездно и на вечное пользование на втором уже году их земного пребывания… (Михаил Алексеев)

4. Старая народная поговорка, давно родившаяся там, где бурлят стремительные горные потоки, говорит: "Только мелкие реки шумливы". Отшумели собрания областных и краевых писательских организаций, собрания, наполненные острой полемикой, задорными речами. Республиканские съезды прошли на более сдержанном уровне, а вот наш Всесоюзный съезд, подобно огромной реке, вобравшей в себя множество больших и малых потоков, протекает прямо-таки величаво, но на мой взгляд, в нехорошем спокойствии. (М.А. Шолохов)

5. Товарищи судьи! Пусть не покажется вам странным, что я — защитник второстепенных фигур настоящего процесса — открываю выступления защиты. Причиной тому — не только то обстоятельство, что именно с этих эпизодов началось судебное исследование дела. Важно другое. В защите второстепенных фигур настоящего дела я имею большую возможность вскрыть принципиальные дефекты следствия и обвинения в целом, осветить некоторые общие проблемы процесса. (И.М. Кисенишский)

 

Задание № 2.Выскажите свое мнение по поводу следующих вступлений. Попытайтесь их отредактировать.

1. Уважаемые депутаты! Я, как всегда с затруднением, выхожу на эту трибуну и хочется сказать словами Юлии Друниной: "Покрывается сердце инеем…" Это та, которая "ушла из дома в грязные теплушки от прекрасной дамы в мать и перемать" для того, чтобы защищать свою страну. Но ушла из жизни потому, что видела, как под откос катится наша Россия. Слава богу, на этом Съезде Президиум наш наконец-то понял, что нужно думать о своем народе, о России. Но понял через собственное «я», когда зашатался трон, когда зашатался стул. (Ю.С. Сидоренко)

2. Добрый день, добрый вечер, я уже путаю. У нас здесь, товарищи, разница с Красноярском в 4–5 часов. В эти дни нам звонят из Сибири круглые сутки, звонили сибиряки и в эту ночь. Мы вообще засыпаем по московскому времени в час-два ночи, а просыпаемся в 4–5 утра. К этому времени у нас в Сибири уже встали. Поэтому, естественно, голова у всех нас гудит, наказы поступают, масса телеграмм в карманах. А нас не выпускают сюда, потому что, наверное, мы далеко сидим, и кроме того, не хватает смелости, что ли. Но что же получается, когда нужны нефть, газ, золото, пушнина и т. п., мы вспоминаем прекрасное выражение великого человека, что могущество русского государства будет прирастать Сибирью. Когда же мы хотим что-то сказать, все наши записки теряются. Я, кажется, второй из наших краев, за что глубоко благодарю Президиум Съезда. Теперь насчет кандидатуры А.И. Лукьянова… (Р.Х. Солнцев)

Задание № 3.Сочините несколько вступлений разных типов. Объясните, в какой аудитории и в каких обстоятельствах эти вступления оказались бы наиболее уместны.

 

Задание № 4. Проанализируйте заключительные части публичных выступлений. Какие цели ставят ораторы? Какие средства выразительности используют?

1…150 лет назад оригинальный русский мыслитель и друг Пушкина Петр Чаадаев писал о России: "Мы народ исключительный, мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь страшный урок…" "Страшного урока" больше быть не должно. (Ю.П. Власов)

2… Как бы ни выступил Президент — это наш Президент. Какими бы мы ни казались — мы народные депутаты. Надо уступать друг другу, искать компромиссы во имя спокойствия и благополучия Отечества и объединяться во имя спасения России, во имя спасения наших народов. Худой мир лучше доброй ссоры, давайте думать об этом. (Р.Г. Абдулатипов)

3…Стало быть, создание образов, которые достойно представляли бы нашу эпоху и не только теперь, но и перед временами грядущими, остается задачей номер один, или, как еще говорят, сверхзадачей. Этому — в первую, и во вторую, и в третью очередь — должны быть подчинены все наши мысли, все наши разговоры, все наши рассуждения о новаторстве, о языке литературы, о положительном и отрицательном герое, обо всех компонентах, входящих в понятие художественного творчества. (Михаил Алексеев)

4…Еще раз напоминаю вам: как бы ни было трудно на первых порах, не гонитесь за легким успехом. Ведь вы, идущие нам на смену, — надежда наша. Вы — наше будущее. За многими из вас уже стоит настоящее, но будущее писателя есть у вас всех. Вы — великолепные представители великолепного народа. Желаю вам добра, успехов, больших свершений, дорогие друзья! (М.А. Шолохов)

 

Задание № 5. Рассмотрите предлагаемые заключения и выскажите о них свое мнение. Попробуйте отредактировать их.

1. (Анализируется закон о Президенте)…Как известно в законе о местных советах и местном самоуправлении, который уже рассмотрен на сессии Верховного Совета и в первом чтении принят, указывается, что глава административной власти каждого региона избирается всеми избирателями данного региона. И кажется, что здесь мы входим в некоторое противоречие, и даже не в некоторое, а довольно большое противоречие, давая Президенту право отстранять от обязанностей должностных лиц. Думаю, что те комментарии, которые дал С.М. Шахрай в отношение этого положения статьи 8 надо было изложить в этой статье. Спасибо за внимание. (А.И. Стеликов)

2…Завершая свое выступление, хотел бы высказать глубокую удовлетворенность целеустремленной деятельностью правительства, лично Михаила Сергеевича по осуществлению внешнеполитического курса, по укреплению добрососедства со всеми странами и особенно с сопредельными государствами Туркменская ССР, граничащая с Ираном и Афганистаном, в этом особенно заинтересована. Мы уверены, что конструктивные шаги нашей страны в международных вопросах дадут нам возможность укрепить на взаимовыгодных основах культурное и экономическое сотрудничество, решать многие проблемы по улучшению использования природно-сырьевых ресурсов нашей страны. (С.А. Ниязов)

Задание № 6. Сочините несколько разных концовок. Объясните, в каких обстоятельствах вы бы стали их использовать. Продумайте вариант вступления и заключения речи, связанных одной мыслью.

Задание 7. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую для вас тему (3 – 5 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.

А. 1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.

Б. 1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве.

В. 1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого надо то-то и то-то. 3. Вы должны помочь по таким-то причинам.

Г. 1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.