Ориентирование

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшее профессиональное образование

«Ижевский государственный технический университет

имени М.Т. Калашникова»

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

 

РЕШЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ И ПЛАНАХ

 

 

ВЫПОЛНИЛ студент гр.

_____________________

_____________________

ПРИНЯЛ_____________

 

 

Ижевск 2014

Масштабы

Задача 1.1. Построить нормальный сотенный поперечный масштаб.

 

Задача 1.2. Измерить длины сторон трех произвольных по форме треугольников с помощью поперечного масштаба, считая, что первый из них построен в масштабе 1:5000, второй - 1:10000 и третий - 1:25000.

 

1:5000 1:10000 1:25000

 

Задача 1.3. По длинам сторон, заданным преподавателем, построить три треугольника в масштабах 1:500, 1:1000, 1:2000.Вершины треугольников обвести кружочками диаметром 1мм. Длины сторон подписать параллельно сторонам с высотой цифр 2мм.

 

1:500 1:1000 1:2000

 

Номенклатура топографических карт

 

Задача 2.1. Найти номенклатуру листа карты масштаба 1:10000, на котором находится точка с географическими координатами В, L.

 

В= и L=

   
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12  
13                                         24
25                                         36
37                                         48
49                                         60
61                                         72
73                                         84
83                                         96
97                                         108
109                                         120
121                                       132
133                                         144
 

1:1000000

 

 

     
       
           

1:100 000

Номенклатура листа карты масштаба 1:10000 _____________________

Задача 3.1. Изучить условные знаки топографических карт различных масштабов (Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000 - 1:500 Москва, Недра, 1989. Вычертить гелевой ручкой 40 условных знаков, заданных преподавателем в соответствии с их размерами, указанными в книге. Названия условных знаков не подписывать.

         
           
           
         
         
         
         
         
                   
         
         
         

Система плоских прямоугольных координат Гаусса – Крюгера

 

Задача 4.1. Определить прямоугольные координаты вершин треугольника.

Абсциссы точек А, В, С

 

Точка Хю., км ΔХ, км ΔX/, км Х, км
А        
В        
С        

 

 

Ординаты точек А, В, С

 

Точка Yз, км ΔY, км ΔY /, км Y, км
А        
В        
С        

 

Задача 4.2. По измеренным в задаче 4.1 прямоугольным координатам вычислить длины сторон треугольника и сравнить их с непосредственно измеренными длинами сторон.

Значения длин сторон треугольника,

полученные при вычислениях и измерениях

 

Название сторон Приращения координат Длины сторон, м Расхождения, м
ΔХ, м ΔУ, м Вычисленные Измеренные
АВ                    
ВС                    
АС                    

Ориентирование

 

Задача 5.1. Измерить с помощью транспортира азимуты линий АВ, ВС, СА, ВА, СВ, АС. Вычислить румбы и внутренние углы треугольника АВС.

Результаты измерений истинных азимутов сторон треугольника АВС

 

Название линий Истинные азимуты, Аи Румбы, г Углы
АВ     ÐА=
ВС     ÐВ=
СА     ÐС=
ВА     S=
СВ      
АС      

 

Задача 5.2. Измерить с помощью транспортира прямые и обратные дирекционные углы линий АВ, ВС, СА. Вычислить значения их румбов и внутренних углов треугольника.

 

Результаты измерений дирекционных углов сторон треугольника

 

Название линий Дирекционные углы, α Румбы, r Углы
АВ     ÐА=
ВС     ÐВ=
СА     ÐС=
ВА     S=
СВ      
АС      

Задача 5.3. Вычислить дирекционные углы сторон АВ, ВС, СА, используя прямоугольные координаты , полученные в задаче 4.1 и сравнить их с измеренными. Дать анализ причин расхождений между вычисленными и измеренными величинами

Результаты сравнения вычисленных и измеренных дирекционных углов

Название линии Вычисленные румбы, r Вычисленные дирекционные углы, αвыч Измеренные дирекционные углы, αизм Расхождение, αвыч- αизм
АВ        
ВС        
СА        
ВА        
СВ        
АС        

Задача 5.4. Найти сближение меридианов как разность между географическим азимутом и дирекционным углом для точек А, В, С.

Вычисление сближения меридианов

Название сторон Истинные азимуты, Аизи Дирекционные углы, αизм Сближение меридианов, γизм
       
АВ      
ВС      
СА      

Задача 5.5. Вычислить магнитные азимуты линий АВ, ВС, СА, используя значения дирекционных углов, а склонение магнитной стрелки и сближение меридианов взять из приложения 2 методички по заданному преподавателем варианту. Решение задачи иллюстрировать рисунками.

Название линий Дирекционные углы, a Сближение меридианов, γ Склонение магнитной стрелки, δ Магнитный азимут, Ам
АВ        
ВС        
СА        

6. Рельеф и его изображение на картах и планах

 

Задача 6.1. Построить масштабы заложений для значений V0 и i.

 

Исходные данные для построения графиков заложений

 

Углы наклона 0,5° 10° 20°
Заложения, а (м)                  
Уклоны, %
Заложения, а (м)                  

 

Ординаты заложений откладывать в масштабе карты

 

 


Графики заложений для углов наклона и уклонов

 

 

Задача 6.2. Определить крутизну ската по линии АВ пользуясь построенными в предыдущей задаче графиками заложений.

 

Ном                    
Угол на-клона,v°                                        
Уклон, i %                                        
                                       

Задача 6.3. Построить продольный профиль по линии ВС и вычислить уклон.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отметки поверхности земли
Уклон линии ВС /длина линии
План трассы

Масштабы: горизонтальный 1:

вертикальный 1: