Виды подчинительной связи

Согласование — зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках (в роде, числе, падеже). Главное слово при согласовании — любая часть речи в предметном значении (чаще - существительное). Зависимое слово может быть выражено: 1) прилагательным (интересную книгу), 2) местоимением (мою книгу), 3) числительными (пятую книгу, обеих девочек), 4) причастием (прочитанную книгу), 5) приложением (мамой-учителем).

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Главное слово выражается: 1) глаголом в любой форме (читать/ читал/ читающий/ читая книгу), 2) существительным (чтение книги), 3) прилагательным (довольный успехом), 4) количественным числительным в И. (В.) падеже (три стула, пять стульев).

Примыкание — к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово, т.е. не обладающее способностью согласования (инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между словами осуществляется только по смыслу. Главное слово при примыкании: 1) глагол (бежать быстро, говорил заикаясь), 2) прилагательное (очень быстрый), 3) наречие (очень быстро), 4) существительное (яйцо всмятку, брюки клёш, в газете «Известия»).

Упражнение 90. Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид связи.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, пятый экземпляр, построить мост, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, ле­жать па траве, путешествовать в течение двух лет, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, носки из шер­сти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-ту­рецки, желание учиться, дружески за­ботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-празднич­ному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое, громко смеяться, непонятный для него, говорить невпопад, поющие птицы, увидеть из окна, любимый мною, гулять около леса, один человек, откуда-то издалека, работать молча.

Упражнение 91. Образуйте с каждым из слов словосочетания так, чтобы были представлены по возможности все виды подчинительной связи (слова можно изменять по падежам и числам).

а) решение - ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

б) кто-нибудь - __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

в) способность - _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Упражнение 92. Составьте словосочетания:

приехать (Франция) ______________________, уверенность (победа) ___________________________

управляющий (филиал) _________________, заведующий (кафедра) ____________________________

оплатить (проезд)______________________,уплатить (проезд в автобусе) ______________________

вернуться (Кавказ) ________________________, приехать (Алтай) _____________________________

выйти (автобус, троллейбус) _________________________, упрекать (грубость) ________________

согласно (приказ, распоряжение)___________________________________________________________

отзыв (книга)________________________, рецензия (сборник)_________________________________.