Кейс-метод и деловая игра: сравнительный анализ
Параметр сравнения | Кейс-метод | Деловая игра |
Виды активности | Мыслительная и аналитическая активность | Сочетание мыслительной и деятельностной активности |
Структурирование в группе | Чаще всего структурирование в группе не применяется | Основывается чаще всего на выделении участников отдельных подгрупп |
Доминирующие функции | Выработка навыков анализа ситуации | Выработка навыков принятия решений и деятельности в ситуации |
Следует подчеркнуть и то, что деловая игра позволяет решать свои образовательные задачи. Если кейс-метод формирует способность к аналитической деятельности, умение ориентироваться в ситуации, углубляться в ее содержание, т.е. своеобразные мыслительные, духовные основы практической деятельности, то деловая игра выступает еще одной существенной ступенькой при подъеме к практике. Она закладывает навыки поведения в ситуациях изменения, вырабатывает динамику ролевого поведения. Игра представляется имитацией практики, а кейс-метод - имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни. Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод - на поиск проблемы, заложенной в ситуацию и ее мысленное разрешение. По сути дела, кейс-метод учит навыкам выработки стратегии поведения, а игра вырабатывает навыки тактики поведения [142. С. 97].
Так обеспечивается 4-ступенчатая технология обучения по Д.Колбу:
Графически четырехступенчатая модель обучения представляется на рис. 2.
Рис. 2
Отправным моментом в естественном обучении, по мнению Девида А. Колба, является конкретный опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям (третья фаза), выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях - воображаемых, моделированных и реальных (четвертая фаза - активное экспериментирование).