Пример: Метафорическая деловая игра «Царевна-лягушка» (Темы : «Новичок в группе», «Я и другие», «Роль лидера команды по отношению к новичкам»)
Технология:
1. Постановка проблемы и сбор мнений.«Нам всем известно, какие неоднозначные чувства возникают, когда мы попадаем в новую, незнакомую компанию, где мало что знаем о людях. Всем нам знакома ситуация, когда мы только-только поступаем в университет или приходим работать в новое место. В голове у нас крутятся куча вопросов, которые вызывают тревогу: примут/не примут в новой компании, какими будут люди, с которыми придется вместе учиться или работать ближайшие несколько лет. Смогут ли они стать нам друзьями, хотя бы некоторые из них. Как себя вести, чтобы заработать авторитет, хотя бы не остаться изгоем, как подать себя вначале? Знакомая ситуация?» Затем следует фасилитация.
2. Формулировка темы деловой игры. «Мы выслушали здесь разные мнения и рецепты. Что из них сработает, а что нет покажет жизнь. Но чтобы нам не ошибиться, предлагаю следующее. Давайте вспомним сказку про Царевну-лягушку и Ивана-Царевича, тот момент, когда Иван принес лягушку домой...». Рисуются параллели между положением Ивана и наставника в организации.
3. Разделить участников на три команды: «Лягушка-Царевна», «Семья и придворные Ивана-Царевича», «Иван-Царевич». Команды рассаживаются по разным углам комнаты.
4. Формулируются задания командам:
Вопрос Жителям Царства: Какие опасения у Вас есть в отношении Лягушки-Царевны? При каких условиях Вы будете помогать Лягушке-Царевне быстрее освоить роль Царевны?
Вопрос Царевне-лягушке: Какие опасения у Вас есть в отношении Ивана Царевича и его семьи? Что Вам нужно узнать о Царстве, чтобы быстрее стать своей? Как Вам следует себя вести, чтобы понравиться Ивану-Царевичу?
Вопрос Ивану-Царевичу: Какие опасения у Вас есть в отношении Лягушки-Царевны? Что Вам следует сделать, чтобы Жители Царства приняли Лягушку-Царевну? Что Вам следует сделать, чтобы сама она стала достойной супругой Царевича, возможного наследника престола?
Каждой команде выдается по листу ватмана и маркеры. Во время подготовки тренер следит за регламентом (20 минут на мозговой штурм, 20 минут на подготовку презентации) и готовит место выступления команд.
5. Презентация команд. Начиная с команды «Ивана-Царевича». Затем «Лягушка», в заключении «Семья и придворные». Задаются уточняющие вопросы для прояснения позиций и мотиваций.
6. Тренер интерпретирует. Подходит к ватманам и начинает сравнивать – что совпало, а что нет. Что неверно в идеях Лягушек, придворных. Провести параллели, смешивая язык реальной ситуации со сказочным. Допускается использование рисунка, коллажа как проекции чувств и мотиваций (расположение фигур, цвет, образы и т.д.)
7. Тренер подводит итог игре, либо предоставляет возможность сделать его группе, но обязательно, чтобы в итогах была практическая ценность.