Домашнее задание
А) Ответить на вопросы:
1. Почему менеджеру необходимо изучать теорию организации?
2. Как связаны изучаемые аспекты в курсе теории организации с другими курсами?
3. Перечислите признаки организации и укажите, как они связаны между собой?
4. Каковы социальные и экономические функции организаций?
Б) Темы докладов на следующем занятии:
1. Классическая социология и теория организации. К.Маркс, Э.Дюркгейм.
2. Вклад А.Смита, Д. Рикардо, Дж.С. Милля в развитие организационной науки.
3. Классическая и административная концепции организации (Ф.Тейлор, А.Файоль).
4. Теория бюрократической организации М.Вебера.
5. Влияние школы человеческих отношений (Э.Мэйо, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.МакГрегор) на развитие современной теории организации.
6.Системный подход в теории организации (Л.фон Берталанфи, К.Боулдинг, Н.Винер, Т.Парсонс).
7. Представители системного подхода в теории управления и организации: А.Этциони, Ф.Селзник, Г.Саймон и др.
Второе занятие | Тема: «Истоки и развитие организационно-управленческой мысли» |
Доклады: заслушивание и обсуждение докладов по ранее обозначенным темам.
Дискуссия. Предлагается обсудить влияние классических источников организационной теории на современную организацию.
Задание 1. Заполните пустой столбец:
Признак классификации систем | Наименование систем | Содержание систем |
1. Степень взаимодействия системы с внешней средой | 1.1. Изолированые (искусственные) 1.2. Закрытые 1.3. Открытые | |
2. Размер системы | 2.1. Малые 2.2. Средние 2.3. Большие | |
3. Виды систем | 3.1. Биологические 3.2. Технические 3.3. Социально- экономические | |
4. Степень свободы систем по отношению к внешней среде | 4.1. Относительно самостоятельные, независимые 4.2. Несамостоятельные (подсистемы) | |
5. Уровень специализации системы | 5.1. Комплексные 5.2. Специализиро- ванные |
Задание 2. Какие еще признаки классификации систем Вам известны:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
Задание 3. Перечислите и охарактеризуйте хотя бы семь свойств системы:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________________
7.____________________________________________________________________________
Задание 4. Раскройте научный вклад различных организационно-управленческих школ:
Наименование школы | Представители | Научный вклад |
Школа научного управления | Ф.У. Тейлор, Ф.Гилбрет, Л.Гилбрет, Г. Гант и др. | |
Классическая или административная школа в управлении | А.Файоль, Л. Урвик, Д.Д.Муни, А.К.Рейли, А.П.Слоун | |
Бюрократическая теория организации | М.Вебер | |
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) | Э. Мэйо, М. П. Фоллетт и др. | |
Поведенческая школа | Ч.Барнард, К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг | |
Теория административного поведения | Г. Саймон и Дж. Марч | |
Школа Науки управления (подход с точки зрения количественных методов) | К.У.Черчмен, Р.Л.Акофф, Н.Винер | |
Системный подход | Ч.Барнард, Ф.Селзник, Г. Черч, Н. Винер и др. |