ГЛОССАРИЙ

(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ)

А

Абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя дающая заметное ощущение.

Абсолютная чувствительность– способность ощущать едва заметные, слабые раздражения (определяется величиной стимула, при котором начинается ощущение).

Авторитет (лат. autoritas – влияние, власть) - влияние человека, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе. Признание за ним права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический или психологический вред, ущерб человеку или группе людей.

Акселерация – ускоренное физическое и только частично психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Акцентуация черт характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода.

Крайний вариант нормы, как результат усиления отдельных черт, приводящее к уязвимости человека в отношении определенного рода психогенных воздействий при достаточной устойчивости по отношению к

Апперцепция - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.

Атрибуция – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в виде восприятия.

Аттракция - процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Аффект - кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением самоконтроля. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы

Б

Бессознательное – совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.

В

Вера – особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком фактов внутреннего и внешнего существования; фиксируясь в идеях и образах, которые могут стимулировать и направлять последующие деяния человека.

Верхний абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя при котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света). Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.

Взаимодействие – совокупность процессов воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а так же порождение одним объектом другого.

Свойства объекта могут проявиться и быть познанными толь во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности в структуру. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. Взаимодействие определяет отношение причины и следствия.

Власть – выражение господства и подчинения в отношениях между людьми, способность определенного индивида, социальной группы, проводить свою волю в политике, морали и правовых нормах.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других имеющих для человека определенную значимость.

предметах и явлениях.

Внушение – способ влияния, основанный на некритическом восприятии человеком поступающей информации.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, выражающееся в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воспитание - целенаправленное воздействие на формирующегося человека с целью выработки у него определенных личностных качеств, взглядов и убеждений, а также социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения.

Воспитательное пространство – целесообразно организованная среда, окружающая отдельную формирующуюся личность, группу или сообщество и оказывающая определенное влияние на них.

Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Воображение - универсальная человеческая способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ, удерживать его в памяти и мысленно манипулировать им.

Г

Гордость – моральное чувство, в котором выражается внутреннее достоинство и самостоятельность личности.

Грезы - фантазии человека рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Д

Доминанта внимания (Алексей Алексеевич Ухтомский 1875 – 1942) наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

З

Задатки – врожденные, обусловленные анатомо-физиологические и психологические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

Защита психологическая – защитный механизм представляющий собой особого рода психологическую активность, реализуемую в форме специфических приёмов переработки информации которые помогают предотвратить потерю самоуважения, сохранить самооценку личности и избежать разрушения единства «Я-образа»

Знания – это итог познавательной деятельности в форме фактов, представлений, понятий, законов науки.

 

И

Интерференция – явления её собственного субъективного мира.

психический процесс, при котором новые воспоминания ослабляют восстановление более старых воспоминаний и наоборот.

Интроверсия – индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на явления её собственного субъективного внутреннего мира, на собственные переживания.

Интроспекция – самонаблюдение, исследование собственных мыслей, чувств и ощущений.

 

К

 

Каузальная атрибуция - процесс приписывания причин и мотивов поведения другим людям на основе обыденного анализа их личностных качеств или особенностей ситуации, в которой они действуют.

Коллектив – устойчивая во времени организованная группа людей со специальными органами управления объединенных общими целями, задачами, ценностями совместной деятельности.

Команда (в управлении) – объединенная общими деловыми и нравственными связями группа людей, выступающая как основа эффективной организации, имеющая общие цели взаимодополняющие способности и обладающая развитым чувством ответственности за достижение поставленных целей.

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Конфликт внутриличностный –острое, негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

 

Л

Лабильность – эмоциональная неустойчивость, быстрая реакция на смену ситуаций.

Личность – совокупность качеств индивида обусловленная генетическим кодом (наследственностью), включенностью данных качеств в социальные отношения, определяющих стиль мышления и поведения, которые формируются и проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Личностный конструкт - способ, при помощи которого человек конструирует свой взгляд на окружающий мир. Могут изменяться, если человек сталкивается с противоречивой информацией, либо оставаться стабильными в течение длительного времени, становясь частью личности.

Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Локус контроля – (локус – место расположения чего-то; локус контроля - область ответственности за свои действия) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности: внешним факторам – экстернальный; собственным способностям и усилиям – интернальный, внутренний.

 

М

Малая группа – совокупность людей, взаимодействие которых выступает в форме непосредственных личных контактов и эмоциональном взаимодействии. Члены группы объединены общей целью, совместной деятельностью, они осознают свою принадлежность к данной группе и считаются её членами с точки зрения других людей.

Мечта – планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мнемическая деятельность – это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

Мотив – внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то что побуждает человека к деятельности и придаёт его деятельности осмысленность.

Мотивация – совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения, процесс психической регуляции влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Мотивировка – логическое объяснение причин поведения личности.

Мышление -

 

 

Н

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желания, интерес, убеждения.

Настроение – сравнительно продолжительное, более или менее устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека.

Навыки – компоненты практической деятельности , проявляющиеся при выполнении необходимых для работы действий, доведенных до совершенства путем многократных повторений.

Начальник – должностное лицо, руководящее, заведующее чем-либо.

Нервная система - совокупность нервных образований, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

Нижний порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, впервые вызывающая едва заметные ощущения.

 

О

Образование - систематизированная сумма знаний, умений, навыков и особых способов мышления которыми овладел обучаемый.

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем включающий в себя обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

П

Память - психический процесс запоминания, сохранения, закрепления и последующего воспроизведения информации связанной с прошлым опытом.

Порог ощущений – психологическая зависимость между интенсивностью ощущений и силой вызывающего раздражителя.

Потребность – внутреннее состояние нужды, недостаток в чем-то или нужда ликвидировать избыток чего-то вредного, выражающееся в зависимости от конкретных условий существования.

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

 

Р

Резюме – документ содержащий основные биографические, личностные и профессиональные данные о соискателе на вакантную должность.

Реминисценция– отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым, в результате чего более давние события вспоминаются легче и точнее, чем происшедшие в недалеком прошлом.

Решение управленческое (в психологии) – формирование направлений и последовательности действий для достижения цели, выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуаций и содержит программу достижения цели.

Речь - совокупность произносимых или воспринимаемых кодов (звуков) имеющих определенный смысл, значение и соответствующая им система письменных знаков.

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и в самооценке.

Рефлексия – самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Механизм взаимопонимания, осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Руководитель – официально назначенный член группы имеющий специальные полномочия управления людьми, права и ответственность за конечный результат.

 

С

 

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность на формирование у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных.

этих групп.

Самоутверждение – стремление человека к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающего как доминирующая потребность.

Сензитивность – наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ощущения или психической реакции у человека.

Соперничество – стратегия поведения оппонентов в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, на навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Сознание – форма освоения реальности, формирование внутренней модели внешнего и внутреннего мира при помощи абстрактных образов, понятий, символов.

Самосознание - способность человека выделять самого себя как некоторую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность, как определенный образ и символ «собственного Я», позволяющую оценивать свои достижения и психические характеристики не только с точки зрения настоящего, но и будущего времени

Стиль руководства – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приёмов, навыков, методов, способов личной работы руководителя, особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства.

Статус личности – положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса.

Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта.

преодолению негативных.

Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления (процессы, состояния, свойства) характеризующие поведение человека в группе, а так же психические характеристики самих этих групп.

Социальная роль личности – стереотипная модель поведения человека, которая определяется нормативными обязанностями в системе общественных или личных отношений.

Способности - навыки, позволяющие человеку выполнять определённые задачи, быстро и качественно достигая запланированные результаты.

Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание; сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс - состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Т

Творчество – самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценностных продуктах деятельности.

Темперамент - индивидуальные особенности психики, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Типы черт характера – выделяют: а) эмоциональные – уравновешенность, бодрость, эмпатичность, страстность, впечатлительность; б) волевые – целеустремленность, решительность, самообладание; в) интеллектуальные – вдумчивость, наблюдательность, осмотрительность; г) нравственные – честность, принципиальность, справедливость и т.д.

У

Умения – готовность самостоятельно выполнять теоретические и практические действия.

Управление социальное – целенаправленное воздействие на социальную общность для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития её определенную качественную специфику.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного опыта возникают новые формы мышления и деятельности, изменяются

Ф

Фрустрация - психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, тревогой, отчаянием и др. Возникновение фрустрации обусловлено не только не только объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности.

Х

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для неё способом поведения, эмоционально реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

 

Ц

Ценности – система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Ч

Чувство - устойчивое субъективное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

 

Ш

Шантаж – один из способов воздействия на противника в конфликте, под угрозой разоблачения или разоблачения компрометирующих сведений с целью добиться от шантажируемого лица определенных поступков.

Э

Экстраверсия – индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на мир внешних объектов.

Эмоции - психическое отражение окружающего мира в форме пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям личности. Переживание личной значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.

Эмоции базальные – совокупность первичных эмоций, на базе которых формируются все другие эмоциональные процессы и состояния; (гнев, страх, радость, горе, эротика, нежность).

Эффект Зейгарник – лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными.

Эффект генерации– лучшее запоминание того, что сделано и придумано самой личностью (собственные идеи сохраняются в памяти без усилий).

Я

Язык - система кодов (символов), обозначающих объекты и их отношения и имеющих для людей определённый смысл.

Я-концепция - обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

 

Литература

Основная литература

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. Питер. 2010. – 291 с.

2. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Основы курса «Психология и педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов заочного обучения / Ю.И.Дерябин, В.А.Дерябина – Тюмень, ТюмГАСУ, 2007. – 334 с.

3. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Психология и педагогика : учебно-методическое пособие для подготовки к Интернет-экзамену/ Ю.И.Дерябин, В.А.Дерябина – Тюмень, ТюмГАСУ, 2008. – 308 с.

4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. / А.Б. Орлов. – М. Академия, 2010. – 272 с.

5. Прусова, Н.В. Общая психология : учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. – М. Академия, 2009. – 384 с.

6. Психология : учебник для технических вузов / под общ. ред. В.Д. Дружинина. – СПб. : Питер, 2007. – 621 с.

7. Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.

8. Семечкин, Н.И. Социальная психология : учебник / Н.И. Семечкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 608 с.

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : учебник для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 734 с.

10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 448 с.

11. Трофимова, Н.М. Общая психология: Практикум / Н.М. Трофимова, Н.Б. Полевякина, Н.Б. Трофимова. – СПб. : Питер, 2005. – 320 с.

12. Штеймец А.Э. Общая психология / – М. Академия, 2009. – 288 с.

13. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен/ Ю.В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2010. – 272 с.

 

Дополнительная литература

 

14. Зеер Э.Ф. Психология профессий./ Э.Ф. Зеер. М., Академический проект, 2010, - 336 с.

15. Еникеева, Д.И. Плохой характер или невроз? / Д.И. Еникеева. – М. : Проспект, 2003,- 263 с.

16. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2010. – 752 с.

17. Кашапов, Р.Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха / Р.Р. Кашапов. – М., 2006. – 297 с.

18. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум и др. – СПб. : Питер, 2006. – 248 с.

19. Мучински, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. – СПб. : Питер, 2008. – 539 с.

20. Сикевич, З.В. Социальное бессознательное / З.В. Сикевич, О.К. Крокинская, Ю.А. Поссель. – СПб. : Питер, 2006. – 267 с.

21. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции/ Ю.В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2009. – 266 с.

 

 

Справочная и нормативная литература

 

22. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов ., А.И. Шипилов – СПб. Питер. 2008. – 528 с.

23. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук – СПб. : Питер, 2010. – 389 с.

24. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь./ М.И.Еникеев - М., Академический проект, 2009, - 536 с.

25. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – М. : АСТ, 2009. – 688 с.

26. Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога / Н.Н. Обозов. – СПб. : Питер, 2008. – 351 с.

27. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. М., 2007. – 704 с.