Вологда, 2014

Бюджетное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования Вологодской области

«Вологодский аграрно-экономический колледж»

 

Демидова Ю.В.

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических работ студентов по специальности

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» профессионального модуля ПМ 02

Группа___231____

_____Пескова Ксения_____

Вологда, 2014

Аннотация

 

Рабочая тетрадь предназначена для организации и обеспечения эффективной самостоятельной аудиторной работы студентов по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой и углубленной подготовки. В Рабочей тетради представлен разработанный автором комплекс практических учебных заданий по междисциплинарному курсу МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» профессионального модуля ПМ 02. Практические задания направлены на формирование и развитие необходимых умений, профессиональных компетенций студентов, приобретение ими практического опыта по составлению бухгалтерской документации.

 

№ п/п Оглавление № стр.
1. Введение (методические рекомендации по использованию практических заданий)
2. Структура  
2.1. Тематическое планирование и содержание практических работ
2.2. Практическая работа № 1. Определение видов инвентаризации, составление графика проведения инвентаризации и договора и материальной ответственности.    
2.3. Практическая работа № 2. Составление приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации имущества и заполнение журнала учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.  
2.4. Практическая работа № 3. Составление документов по инвентаризации основных средств.  
2.5. Практическая работа № 4. Составление документов по инвентаризации нематериальных активов.  
2.6. Практическая работа № 5. Составление документов по инвентаризации товарно-материальных ценностей.  
2.7. Практическая работа № 6. Составление сличительных ведомостей по результатам инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей.    
2.8. Практическая работа № 7. Составление документов по инвентаризации денежных средств, бланков документов строгой отчетности и вложений в ценные бумаги.    
2.9. Практическая работа № 8. Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов.    
2.10. Практическая работа № 9. Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств.    
2.11. Практическая работа № 10. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и покупателями.  
2.12. Практическая работа № 11. Отражение результатов инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.  
3. Приложения
3.1. Приложение 1. Договор о полной материальной ответственности.
3.2. Приложение 2. График проведения инвентаризации.
3.3. Приложение 3. Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ – 22)  
3.4. Приложение 4. Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ – 23)    
3.5. Приложение 5. Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ – 1)  
3.6. Приложение 6. Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ – 10)  
3.7. Приложение 7. Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА – 1)  
3.8. Приложение 8. Инвентаризационная опись нематериальных активов (форма № ИНВ – 1а)  
3.9. Приложение 9. Инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ – 2)
3.10. Приложение 10. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ – 3)  
3.11. Приложение 11. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ – 4)  
3.12. Приложение 12. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ – 5)  
3.13. Приложение 13. Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ИНВ – 6)  
3.14. Приложение 14. Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов (форма № ИНВ – 18)  
3.15. Приложение 15. Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ – 19)  
3.16. Приложение 16. Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ – 15)  
3.17. Приложение 17. Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ – 16)  
3.18. Приложение 18. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ – 26)  
3.19. Приложение 19. Акт сверки взаимных расчетов
3.20. Приложение 20. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ – 17)    
3.21. Приложение 21. Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме № ИНВ – 17)    
4. Список литературы и Интернет-ресурсов

 

 

1.Введение (методические рекомендации по использованию практических заданий)

 

С целью качественной реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и повышения эффективности образовательного процесса образовательная программа подготовки специалистов среднего звена должна быть обеспечена учебно-методической документацией по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и профессиональному модулю (междисциплинарному курсу).

Известно, что ФГОС СПО не включают в себя «прямые» требования к содержанию преподаваемого профессионального модуля (междисциплинарного курса, далее – ПМ, МДК). Содержание должно быть направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, на достижение предусмотренных ФГОС СПО результатов освоения ПМ, МДК: знаний, умений, практического опыта. В связи с этим качественный подбор содержания, соответствующего данным требованиям, вызывает определенные затруднения у преподавателя, так как наряду с высоким уровнем теоретической (профильной) подготовки требует наличия у преподавателя практического опыта в соответствующей профессиональной сфере деятельности. К тому же поиск необходимого материала в литературе, различных источниках, Интернет-ресурсах, его анализ на соответствие формируемым профессиональным компетенциям требуют от преподавателя немалых временных затрат.

В Рабочей тетради представлены 11 практических работ по междисциплинарному курсу МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» профессионального модуля ПМ 02 с разбивкой по темам, определена цель каждой практической работы. Предложенные студентам и преподавателям варианты практических учебных заданий разработаны на основе практического опыта работы по специальности самого разработчика. Одним из достоинств Рабочей тетради является то, что в ней собраны воедино бланки типовых унифицированных форм документов по инвентаризации имущества и обязательств организации (Приложения 1-21), которые студент должен заполнить в ходе выполнения предложенных практических заданий.

Рабочая тетрадь призвана помочь студентам усвоить порядок проведения и оформления инвентаризации имущества и обязательств, а также правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, а педагогам - организовать эффективную аудиторную работу студентов на практическом занятии.

Задачи методической разработки - отработать практические умения студента:

- выполнять мероприятия по подготовке имущества к инвентаризации;

- выполнять работу по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

- работать с формами унифицированных документов по инвентаризации имущества и обязательств: составлять инвентаризационные описи, проводить физический подсчет имущества, составлять сличительные ведомости и акты по результатам инвентаризации;

- отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете, формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

Содержание материалов Рабочей тетради разработано в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и направлено на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения

ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Представленные в Рабочей тетради практические задания разработаны с учетом межпредметных связей с дисциплинами естественнонаучного цикла «Информационные технологии в профессиональной деятельности», с общепрофессиональными дисциплинами «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы бухгалтерского учета», «Налоги и налогообложение», профессиональными модулями «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества».

В целях реализации компетентностного подхода при проведении практических работ используется технология практико-ориентированного обучения, в основу которой положены активные и интерактивные формы проведения занятий (например, деловая (ролевая) игра, разбор производственных ситуаций), что способствует формированию у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. Эффективным способом обратной связи является контроль преподавателя и помощь студентов, которые отлично справляются с заданием. При необходимости возможно выполнение студентами практических заданий Рабочей тетради с использованием компьютеров. Контроль за работой студентов осуществляется в ходе выполнения каждым из студентов практических работ на учебных занятиях. По результатам практических работ используется система оценивания «зачет»/ «незачет». Однако, с целью реализации дифференцированного подхода к обучающимся, возможно применение балльной системы оценивания. Данная методическая разработка отработана на занятиях со студентами 3 курса БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Оценка учебных достижений посредством внутреннего мониторинга показывает положительную динамику качества обучения, на сегодняшний день она составляет 72% при 100% успеваемости.

Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических аудиторных работ. Однако преподаватель может также использовать представленный материал в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой студентов.

 

 

2. Структура

2.1 Тематическое планирование и содержание практических работ