Вологда, 2014
Бюджетное образовательное учреждение среднего
Профессионального образования Вологодской области
«Вологодский аграрно-экономический колледж»
Демидова Ю.В.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Для практических работ студентов по специальности
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» профессионального модуля ПМ 02
Группа___231____
_____Пескова Ксения_____
Вологда, 2014
Аннотация
Рабочая тетрадь предназначена для организации и обеспечения эффективной самостоятельной аудиторной работы студентов по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой и углубленной подготовки. В Рабочей тетради представлен разработанный автором комплекс практических учебных заданий по междисциплинарному курсу МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» профессионального модуля ПМ 02. Практические задания направлены на формирование и развитие необходимых умений, профессиональных компетенций студентов, приобретение ими практического опыта по составлению бухгалтерской документации.
№ п/п | Оглавление | № стр. |
1. | Введение (методические рекомендации по использованию практических заданий) | |
2. | Структура | |
2.1. | Тематическое планирование и содержание практических работ | |
2.2. | Практическая работа № 1. Определение видов инвентаризации, составление графика проведения инвентаризации и договора и материальной ответственности. | |
2.3. | Практическая работа № 2. Составление приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации имущества и заполнение журнала учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. | |
2.4. | Практическая работа № 3. Составление документов по инвентаризации основных средств. | |
2.5. | Практическая работа № 4. Составление документов по инвентаризации нематериальных активов. | |
2.6. | Практическая работа № 5. Составление документов по инвентаризации товарно-материальных ценностей. | |
2.7. | Практическая работа № 6. Составление сличительных ведомостей по результатам инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей. | |
2.8. | Практическая работа № 7. Составление документов по инвентаризации денежных средств, бланков документов строгой отчетности и вложений в ценные бумаги. | |
2.9. | Практическая работа № 8. Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов. | |
2.10. | Практическая работа № 9. Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств. | |
2.11. | Практическая работа № 10. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и покупателями. | |
2.12. | Практическая работа № 11. Отражение результатов инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности. | |
3. | Приложения | |
3.1. | Приложение 1. Договор о полной материальной ответственности. | |
3.2. | Приложение 2. График проведения инвентаризации. | |
3.3. | Приложение 3. Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ – 22) | |
3.4. | Приложение 4. Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ – 23) | |
3.5. | Приложение 5. Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ – 1) | |
3.6. | Приложение 6. Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ – 10) | |
3.7. | Приложение 7. Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА – 1) | |
3.8. | Приложение 8. Инвентаризационная опись нематериальных активов (форма № ИНВ – 1а) | |
3.9. | Приложение 9. Инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ – 2) | |
3.10. | Приложение 10. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ – 3) | |
3.11. | Приложение 11. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ – 4) | |
3.12. | Приложение 12. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ – 5) | |
3.13. | Приложение 13. Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ИНВ – 6) | |
3.14. | Приложение 14. Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов (форма № ИНВ – 18) | |
3.15. | Приложение 15. Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ – 19) | |
3.16. | Приложение 16. Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ – 15) | |
3.17. | Приложение 17. Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ – 16) | |
3.18. | Приложение 18. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ – 26) | |
3.19. | Приложение 19. Акт сверки взаимных расчетов | |
3.20. | Приложение 20. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ – 17) | |
3.21. | Приложение 21. Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме № ИНВ – 17) | |
4. | Список литературы и Интернет-ресурсов |
1.Введение (методические рекомендации по использованию практических заданий)
С целью качественной реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и повышения эффективности образовательного процесса образовательная программа подготовки специалистов среднего звена должна быть обеспечена учебно-методической документацией по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и профессиональному модулю (междисциплинарному курсу).
Известно, что ФГОС СПО не включают в себя «прямые» требования к содержанию преподаваемого профессионального модуля (междисциплинарного курса, далее – ПМ, МДК). Содержание должно быть направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, на достижение предусмотренных ФГОС СПО результатов освоения ПМ, МДК: знаний, умений, практического опыта. В связи с этим качественный подбор содержания, соответствующего данным требованиям, вызывает определенные затруднения у преподавателя, так как наряду с высоким уровнем теоретической (профильной) подготовки требует наличия у преподавателя практического опыта в соответствующей профессиональной сфере деятельности. К тому же поиск необходимого материала в литературе, различных источниках, Интернет-ресурсах, его анализ на соответствие формируемым профессиональным компетенциям требуют от преподавателя немалых временных затрат.
В Рабочей тетради представлены 11 практических работ по междисциплинарному курсу МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» профессионального модуля ПМ 02 с разбивкой по темам, определена цель каждой практической работы. Предложенные студентам и преподавателям варианты практических учебных заданий разработаны на основе практического опыта работы по специальности самого разработчика. Одним из достоинств Рабочей тетради является то, что в ней собраны воедино бланки типовых унифицированных форм документов по инвентаризации имущества и обязательств организации (Приложения 1-21), которые студент должен заполнить в ходе выполнения предложенных практических заданий.
Рабочая тетрадь призвана помочь студентам усвоить порядок проведения и оформления инвентаризации имущества и обязательств, а также правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, а педагогам - организовать эффективную аудиторную работу студентов на практическом занятии.
Задачи методической разработки - отработать практические умения студента:
- выполнять мероприятия по подготовке имущества к инвентаризации;
- выполнять работу по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- работать с формами унифицированных документов по инвентаризации имущества и обязательств: составлять инвентаризационные описи, проводить физический подсчет имущества, составлять сличительные ведомости и акты по результатам инвентаризации;
- отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете, формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Содержание материалов Рабочей тетради разработано в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и направлено на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Представленные в Рабочей тетради практические задания разработаны с учетом межпредметных связей с дисциплинами естественнонаучного цикла «Информационные технологии в профессиональной деятельности», с общепрофессиональными дисциплинами «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы бухгалтерского учета», «Налоги и налогообложение», профессиональными модулями «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества».
В целях реализации компетентностного подхода при проведении практических работ используется технология практико-ориентированного обучения, в основу которой положены активные и интерактивные формы проведения занятий (например, деловая (ролевая) игра, разбор производственных ситуаций), что способствует формированию у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. Эффективным способом обратной связи является контроль преподавателя и помощь студентов, которые отлично справляются с заданием. При необходимости возможно выполнение студентами практических заданий Рабочей тетради с использованием компьютеров. Контроль за работой студентов осуществляется в ходе выполнения каждым из студентов практических работ на учебных занятиях. По результатам практических работ используется система оценивания «зачет»/ «незачет». Однако, с целью реализации дифференцированного подхода к обучающимся, возможно применение балльной системы оценивания. Данная методическая разработка отработана на занятиях со студентами 3 курса БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Оценка учебных достижений посредством внутреннего мониторинга показывает положительную динамику качества обучения, на сегодняшний день она составляет 72% при 100% успеваемости.
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических аудиторных работ. Однако преподаватель может также использовать представленный материал в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой студентов.
2. Структура
2.1 Тематическое планирование и содержание практических работ