Механический ремонт деталей и узлов электрических машин.
Ремонт валов электрических машин
Изношенные шейки валов наплавляют, а трещины в валах заваривают, если они распространены вглубь не более чем на 10 % диаметра вала и занимают не более 10 % окружности вала (для поперечных трещин). После наплавки вала его протачивают на токарном станке и прошлифовывают при помощи специального приспособления. В необходимых случаях делают новый вал из стали марки Ст-45.
При искривлении вала осуществляют правку под гидравлическим прессом. Сначала вал выправляют, а затем протачивают и полируют.
При изломе вала, взамен отломившейся части, изготавливают новую часть с припуском на обработку. Старая и новая части вала могут быть при этом либо обработаны на конус и сварены встык, либо соединены посредством горячей посадки. По месту стыка дополнительно может быть наложен сварочный шов
Неисправные подшипники качения заменяют. Подшипники снимают с вала при помощи специальных приспособлений, а надевают на вал после разогрева в масле до температуры
95 °С.
Ремонт подшипниковых щитов и станин.Этот ремонт сводится в основном к заварке трещин и восстановлению размеров посадочных мест.
Чаще всего трещины появляются в чугунных подшипниковых щитах или станинах. Существует несколько способов заварки трещин в деталях из чугуна. При толщине треснувшей стенки более 5 мм перед заваркой делают два отверстия в начале и в конце трещины диаметром 3. ..5 мм и разделывают трещину — скашивают ее кромки по всей длине под углом 45... 60°
Первый способ заварки. Заварку ведут при начальной температуре детали 18...22°С медным электродом, обернутым полоской белой жести, с обмазкой ООМ-5 или жидким стеклом. Наплавленную медь посыпают бурой и в процессе наложения шва проковывают.
Второй способ заварки. По обеим сторонам трещины ввертывают стальные шпильки в шахматном порядке. Шпильки должны проходить насквозь через стенку свариваемой детали. Затем шпильки сваривают между собой стальным электродом с обеих сторон детали.
Третий способ заварки. Деталь в опоке с песком нагревают до 700... 800 °С в печи или на кузнечном горне. В нагретом состоянии трещину заваривают газовой сваркой. После сварки деталь медленно остывает в опоке с песком в течение 24 ч или дольше. Этот способ заварки дает очень хорошее качество шва.
В подшипниковом щите часто меняются размеры посадочного места под подшипник. В этом случае растачивают посадочное место и запрессовывают в него переходное кольцо с толщиной стенки 1,5... 2 мм.
Если изменился размер замка подшипникового щита, срезают торцовую поверхность замка подшипникового щита на 2... 3 мм и на ту же длину протачивают посадочную поверхность нового диаметра. При этом на валу электродвигателя делают новую заточку в осевом направлении, ограничивающую посадку подшипника.