Вместо введения

Вместо введения

Ортологический аспект (правильность речи) культуры речи

1.1. Трудные случаи произношения и ударения

1.2. Лексические и грамматические нормы

Коммуникативный аспект культуры речи

2.1. Качества речи

2.1.1. Точность речи

2.1.2. Экономичность и полнота речи

2.1.3. Логичность речи

2.2. Коммуникативный кодекс

Функциональные стили речи

3.1. Письменная научная речь

3.2. Официально-деловая письменная речь

Контрольное задание.

 


Вместо введения

 

В газете «Аргументы и факты» было помещено объявление о конкурсе, который проводило представительство иностранной компании, производитель косметической продукции, на должность «региональный менеджер». Среди требований к кандидатам – общительность, коммуникабельность, то есть, речь идет об умении общаться (умении установить контакт, понять и учесть интересы партнера, воздействовать на партнера, умении сформулировать мысль и т.д.) как одном из обязательных качеств будущего работника данной компании и не только данной. Можно сказать, что это требование времени. Как же реализуются такие черты личности, как общительность и коммуникабельность ? Что является инструментом ?

Универсальным средством общения является язык. Через язык и речь регулируется поведение людей, происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний и т.д.

Предлагаемый курс называется «Русский язык и культура речи» и призван помочь Вам 1) критически посмотреть на себя с точки зрения владения культурой речевого общения; 2) опираясь на данные методические материалы, провести самостоятельную коррекцию существующих умений и навыков владения нормативным аспектом культуры речи, коммуникативным кодексом и функциональными стилями речи; 3) определить присущий Вам тип речевой культуры и наметить пути повышения уровня владения культурой речи.

Методические материалы включают следующие разделы:

ặ Ортологический аспект культуры речи (правильность речи)

ặ Коммуникативный аспект

ặ Функциональные стили речи: научная письменная речь, официально-деловая письменная речь

ặ Контрольное задание.

В каждом разделе обозначена цель работы, перечислены вопросы, которые подлежат проработке, приводится список литературы. Затем даются определения и (или) объяснения ключевых понятий курса. Перед выполнением заданий и работе по тому или иному учебному пособию следует ознакомиться с данными ключевыми понятиями. Работая по данным материалам, обращайтесь к словарям, справочникам.

Однако прежде всего подумайте над тем, что такое язык – речь – культура речи – современный русский язык – литературный язык. Внимательно прочитайте приведенные ниже определения, выделите в них главное, разграничьте их для себя. Эта работа необходима для правильной ориентации в материале курса.

Язык – это определенный код и система правил употребления знаков, которые его составляют. Язык – средство общения всего народа, это социальное явление.

Речь – реализация определенного кода и системы правил употребления знаков языка в данной сфере и ситуации общения. Именно по отношению к речи говорят о её устной или письменной форме, о её качествах (хорошая или плохая, яркая, образная или скучная, невыразительная, богатая или бедная и т.д.), о культуре речи.

Культура речи – это такой подбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Определение приведено в книге «Культура русской речи и эффективность общения» (М., 1996, с.13). Его автор Е.Н.Ширяев включает в понятие «культура речи» пять компонентов: 1) нормативный, 2) коммуникативный, 3) этический, 4) выбор и организацию языковых средств как необходимое условие достижения нормативности, этичности и хороших коммуникативных свойств речи, 5) эффективность общения как конечную цель культуры речи.

Современный русский язык – это живой этнический язык, а литературный язык в его составе – один из наиболее развитых современных литературных языков.

Литературный язык – язык, обработанный мастерами слова и нормированный. По социальной базе это язык образованных горожан. Особенность литературного языка – способность обслуживать высокие сферы общения: государство, политику, науку, религию, образование, искусство и т.д. Литературный язык используется в разных сферах общения (зачем, кто, где, когда общается), что приводит к формированию различных вариантов, стилей внутри самого литературного языка: делового, научного, публицистического, разговорного, художественного (выделение дискуссионно). Литературный язык не может существовать только стихийно. Он требует постоянной работы общества над его совершенствованием, в противном случае он становится коммуникативно непригодным: не обеспечивает единство, точность, стабильность, выразительность речи. Следовательно, необходимы специальное обучение и постоянный самоконтроль за литературностью своей устной и письменной речи.

 

1. Ортологический (правильность речи)