Слепой и двойной слепой методы.

Для устранения эффектов "Хоторна" и «плацебо» необходимо, чтобы участники исследования не знали, к какой группе они относятся. Тогда их отношение к исследованию вряд ли сможет нанести ущерб валидности исследования. Способ организации исследования при котором его участники не знают к какой группе они относятся называется слепым методом.

Однако как отмечалось выше знание экспериментатора об исследовании тоже может привести к снижению валидности из-за эффекта "Пигмалиона", поэтому в некоторых исследованиях целесообразно применять двойной слепой метод. Когда и испытуемые и экспериментатор не знают в какой группе они находятся. Для организации такого исследования необходим ассистент экспериментатора, который дает задание испытуемым и следит за их поведением, реакцией. Ассистент получает четкие указания, но не должно быть сказано о гипотезе исследования и о вероятных данных которые могут получаться в экспериментальной и контрольной группах.

Варьирование.

В процессе экспериментального воздействия на испытуемых может повлиять не только само воздействие, но специфичность выбранного способа (Например, сравнение вкусовых качеств Пепси и Кока-колы). Для того чтобы этого избежать возможно применение нескольких форм организации воздействия. Когда проводиться экспериментальный урок возможно смешение методики преподавания и личных качеств учителя. Для того чтобы проверить влияние методики необходимо взять результаты проведения экспериментального урока несколькими учителями и усреднить. И если усредненные данные будет в лучшую сторону отличаться от данных полученных в контрольной группе, то действительно можно будет говорить об эффективности предложенной методики.

Аналогичным способом можно повысить объективность измерения, используя несколько методик, характеризующих зависимую переменную. Только согласованность их изменения может свидетельствовать о наличии эффекта.

Возможно, а порой и необходимо, варьировать условия проведения исследования, измерения и воздействия. В этом случае дополнительные переменные должны быть не просто контролируемые, а случайные. Желательно при этом избегать псевдослучайности, задаваемой произволом экспериментатора, а использовать жребий или датчик случайных чисел.