Альтернативная гипотеза.
Нарушение внутренней или внешней валидности исследования приводит к возможности сформулировать достоверную альтернативную (конкурирующую) гипотезу. Под альтернативной гипотезой подразумевается утверждение, описывающее другую причину (отличную от причины указанной в прямой гипотезе) возникновения события.
Рассмотрим понятие альтернативной гипотезы на следующем примере:
В школе проводилась экспериментальная проверка гипотезы: «Новая методика обучения гораздо более эффективна, чем традиционная» (ПГ). Для того чтобы это подтвердить, оценки учащихся в экспериментальной группе (проходившей обучение по новой методике) должны быть значимо выше, чем оценки учащихся в контрольной группе. Из-за чего еще может произойти повышение оценок в экспериментальной группе – например из-за пристрастности преподавателя (эффект «Пигмалиона»), который учеников в экспериментальном классе будет оценивать мягче, чем в контрольном (Это будет альтернативная гипотеза АГ1). Возможно также, что ученики, узнав об проводимом эксперименте, захотят учиться лучше (даже без влияния новой методики) – это другая альтернативная гипотеза АГ2. Возможно также, что учителя в этих классах разные, а, следовательно, один из учителей лучше преподает, чем другой, это уже третья альтернативная гипотеза АГ3. И таких гипотез для некачественного исследования можно составить очень много.
Приведем алгоритм составления альтернативных гипотез.
1. В прямой гипотезе необходимо выделить причину.
2. В прямой гипотезе необходимо выделить следствие.
3. Проанализировать, какой еще фактор может привести к возникновению события-следствия.
4. Ответить на вопрос: Как контролируется его влияние?
5. Если его влияние контролируется, вернуться на шаг 3
6. Если его влияние не контролируется, то составить альтернативную гипотезу, в которой выделенный фактор приводит к событию-следствию.
Подобная разминка в составлении альтернативных гипотез на этапе планирования эксперимента позволяет сэкономить много времени и денег при его проведении.
В следующей главе мы рассмотрим способы контроля за "посторонними" факторами.
Контрольные вопросы
1. Придумайте альтернативную гипотезу к следующим:
а) Новая методика преподавания повышает мотивацию школьников.
б) Использование компьютера в обучении повышает его эффективность.
в) Применение музыки на уроке математики приводит к лучшему усвоению новых понятий.
2. Какой эффект исследовался терапевтом? Двести пациентов с одинаковыми симптомами (головная боль, кашель, утомляемость) были разделены случайным образом на две группы. В первой врач после консультации и постановки диагноза выражал уверенность в скором выздоровлении. Больным второй группы он выразил неуверенность в том, что с ними происходит, и предложил повторно посетить его, если им не станет лучше. В первой группе к концу недели лучше себя чувствовали 64% пациентов, во второй 39%
3. Для экспериментирования с преподаванием 10 школ получили приглашения участвовать в эксперименте. 9 из десяти отказались. Можно ли считать, что данные проведенного экспериментального исследования в 10 школе будут … и для 9 отказавшихся школ.
Тема 8. Способы повышения достоверности исследования.