Лекция 10. Романский орнамент.
Только в XI — XIII вв. в Западной Европе происходит заметное накопление культурного потенциала, достаточного для возникновения определенного стиля, получившего название романского. Это название связано с тем, что его главную формообразующую функцию (как и вообще в культуре Средневековья) играет архитектура, во многом опиравшаяся на сохранившиеся до того времени римские традиции (по-латыни «Roma» — Рим). Центром стилеобразования в этот период являлся католический храм. С бурным ростом городского населения и исключительно важной его роли в общественной жизни (в храмах проходили не только богослужения, но и наиболее важные общественные мероприятия, такие, например, как собрания членов гильдии, цеха и т.д.) храмы должны были вмещать огромное количество народа. Поэтому их строили с массивными циркульными перекрытиями, которые опирались на многометровые по толщине стены, относительно невысокие, что создавало впечатление «коренастости» помещения. Это накладывало заметный отпечаток на всю романскую стилистику — подобными пропорциями отличались предметы декоративного искусства, скульптура, живописные изображения.
Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все
изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство.
Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же время отличающаяся некой идолоподобностью, связанной с известной архаичностью художественного мышления
Искусство романского стиля, начинающее осваивать огромные каменные массы, еще не умело строго и ритмично организовать изображаемое.
Смысловые основы орнаментики древнего мира закладываются именно в контексте формирования искусства вещи.
В Средневековье же главным выразителем мировоззренческих идей является храм, как синтетический образ сложных символических идей.
Важным моментом в формировании романской стилистики является и своеобразное влияние кельтского искусства, несущего в себе оттенок языческой традиции. В романском декоре происходит сращение, взаимное проникновение восточных и кельтских традиций звериного стиля, элементов плетенки. Сами кельтские мотивы, проникающие в романский декор, теряют свою необузданную энергию, угловатость, асимметричность стилистики, приобретая округлые очертания.
Это особенно присуще резному, скульптурному декору. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции (последние особенно характерны для регионов, где лучше сохранилось римское наследие).
Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты — крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона но они здесь как бы жухнут, тускнеют, выглядят словно размешаные на сером каменном порошке.
И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит очищается, приобретает прозрачность и интенсивность.
Симптомом перехода от романского стиля к сменившему его готическому является проникновение в орнаментику более позднего романского периода светских мотивов.
Европейский текстильный орнамент в романскую эпоху делает первые шаги своего художественного становления, но тем не менее и ему присущи черты той же своеобразной грубоватой выразительности, с которой он перерабатывает ирано-византийскую традицию.
И тем не менее генеральная линия развития средневекового декоративного искусства и в последующий период определялась христианской, католической тематикой.