Лекция 10. Романский орнамент.

 

 

Только в XI — XIII вв. в Западной Европе происходит заметное накопление культурного потенциала, достаточного для возникновения определенного стиля, получившего название романского. Это название связано с тем, что его главную формообразующую функцию (как и вообще в культуре Средневековья) играет архитектура, во многом опиравшаяся на сохранившиеся до того времени римские традиции (по-латыни «Roma» — Рим). Центром стилеобразования в этот период являлся католический храм. С бурным ростом городского населения и исключительно важной его роли в общественной жизни (в храмах проходили не только богослужения, но и наиболее важные общественные мероприятия, такие, например, как собрания членов гильдии, цеха и т.д.) храмы должны были вмещать огромное количество народа. Поэтому их строили с массивными циркульными перекрытиями, которые опирались на многометровые по толщине стены, относительно невысокие, что создавало впечатление «коренастости» помещения. Это накладывало заметный отпечаток на всю романскую стилистику — подобными пропорциями отличались предметы декоративного искусства, скульптура, живописные изображения.

Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все

изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство.

Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же время отличающаяся некой идолоподобностью, связанной с известной архаич­ностью художественного мышления

Искусство романского стиля, начинающее осваивать огромные каменные массы, еще не умело строго и ритмично организовать изображаемое.

Смысловые основы орнаментики древнего мира закладываются именно в контексте формирования искусства вещи.

В Средневековье же главным выразителем мировоззренческих идей является храм, как синтетический образ сложных символических идей.

Важным моментом в формировании романской стилистики является и своеобразное влияние кельтского искусства, несущего в себе оттенок язы­ческой традиции. В романском декоре происходит сращение, взаимное про­никновение восточных и кельтских традиций звериного стиля, элементов плетенки. Сами кельтские мотивы, проникающие в романский декор, теряют свою необузданную энергию, угловатость, асимметричность стилистики, приобретая округлые очертания.

Это особенно присуще резному, скульптурному декору. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значе­ние приобрели византийские и римские традиции (последние особенно характерны для регионов, где лучше сохранилось римское наследие).

Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты — крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона но они здесь как бы жухнут, тускнеют, выглядят словно размешаные на сером каменном порошке.

И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит очищается, приобретает прозрачность и интенсивность.

Симптомом перехода от романского стиля к сменившему его готическому является проникновение в орнаментику более позднего романского периода светских мотивов.

Европейский текстильный орнамент в романскую эпоху делает первые шаги своего художественного становления, но тем не менее и ему присущи черты той же своеобразной грубоватой выразительности, с которой он перерабатывает ирано-византийскую традицию.

И тем не менее генеральная линия развития средневекового декоративного искусства и в последующий период определялась христианской, католической тематикой.