И типология культуры
1. Структура культуры предполагает, что:
а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг к другу;
б) устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта;
в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая ее существование.
2. Какие можно выделить функции культуры?
а) социализации и инкультурации, ценностную, коммуникативную, познавательную, информационную, символическую, релаксационную;
б) рациональную и эмоциональную;
в) все перечисленные.
3. Синергетическая парадигма рассматривается как:
а) знаково-символическая модель культуры;
б) вариант циклической модели культуры;
в) комплексное научное направление, включившее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.
4. Разделение культуры на материальную и духовную:
а) представляется достаточно условным, так как многие явления и артефакты культуры можно отнести и к материальной, и к духовной культуре;
б) объективно эти части культуры не пересекаются;
в) не существует такого разделения.
5. Актуальность проблемы языка культуры связана:
а) с проблемой понимания;
б) с проблемой диалога культур;
в) с проблемой осмысления культуры;
г) все перечисленное.
6. Какие артефакты культуры в рамках современной герменевтики можно отнести к текстам?
а) книги и рукописи;
б) архитектурные сооружения;
в) картины, скульптуры, интерьер;
г) все перечисленное.
7. Символ – это:
а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;
б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;
в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.
8. Что такое архетип?
а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение человеческими действиями;
б) такое направление мыслей и чувств, которое рассматривает жизнь индивида как самоценность;
в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент коллективного бессознательного.
9. Что подразумевает понятие «инкультурация»?
а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;
б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении и мышлении;
в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
10. Типологизация культуры – это:
а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;
б) характеристика различных культур;
в) типы различных личностей.
11. Основаниями типологизации культур могут выступать:
а) этнографические, пространственно-географические, хронологические критерии;
б) социальные критерии, по формам мышления и обмена информацией, ценностные критерии;
в) все перечисленные.
12. Как называется работа Ф. Ницше, в которой он предлагает деление культур на аполлонические и дионисийские?
а) «Рождение трагедии из духа музыки»;
б) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»;
в) «Россия и Европа».
Тема 3. Материальная и хозяйственная
культура
1. В каком из научных направлений произошло деление на материальную и духовную культуру?
а) эволюционизм;
б) марксизм;
в) функционализм.
2. Кто из ученых является автором работы «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.»?
а) Л. Морган;
б) Ф. Энгельс;
в) Ф. Бродель.
3. Каким образом взаимодействуют экономика и культура?
а) экономика – часть культуры, культурный феномен;
б) экономика находится за пределами культуры;
в) эти понятия не пересекаются.
4. Что относится к материальной культуре?
а) производство;
б) быт;
в) сам человек в своей материальной, физической сущности;
г) всё перечисленное.
5. Кто из мыслителей является автором работы «Философия хозяйства»:
а) С. Булгаков;
б) К. Маркс;
в) И. Гердер.
6. Скульптура, архитектура, живописные произведения относятся:
а) к материальной культуре;
б) к духовной культуре;
в) представляют собой феномен, который можно отнести как к духовной культуре, так и к материальной.
7. Показателями материальной культуры являются:
а) техническое оснащение (орудия труда, средства производства и пр.);
б) процесс и результат труда;
в) все перечисленное.
10. Назовите экономиста XVIII в., представителя классической политэкономии, автора «Исследования о природе и причинах богатства народов», который считал, что ценностью европейской культуры является индивидуализм:
а) Э. Дюркгейм;
б) А. Смит;
в) С. Булгаков.
11. Культура быта включает в себя:
а) вещественную среду обитания (квартира, дом, рабочее место и т.д.);
б) отношение к этой среде;
в) организацию вещественной среды обитания;
г) всё перечисленное.
12. В какой работе М. Вебера проанализированы связь и взаимовлияние религии и экономики?
а) «Наука как призвание и профессия»;
б) «Критические исследования в области наук о культуре»;
в) «Протестантская этика и дух капитализма».
Тема 4.Мораль и право как феномены