Раздел I
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Сборник контролирующих материалов
для студентов всех специальностей
очной формы обучения
Новосибирск
Составители: Е.Я. Букина, А.В. Кирилова,
Е.Л. Плавская, М.Т. Усова
Рецензент: В.А. Колеватов,
д-р филос.наук, проф.
Работа подготовлена на кафедре теории и истории культуры
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение курса культурологии в техническом вузе является важным этапом процесса формирования личности студента. Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного блока культурология способствует определению и развитию этических, эстетических и социальных приоритетов. Приобщение к ценностям мировой культуры расширяет кругозор студента; формирует умение ориентироваться
в культурных явлениях, развивает мышление и художественный вкус, что становится одним из условий успешной адаптации к современной социокультурной ситуации. При этом знакомство с достижениями культуры прошлого и современности в рамках курса культурологии способствует гуманизации технического образования.
Контролирующие материалы по курсу «Культурология» предназначены, в первую очередь, для проверки знаний как промежуточной по отдельным темам, так и итоговой по всему курсу. Кроме того, они позволяют организовать самостоятельную работу в рамках семинарских занятий и во внеаудиторное время.
Данный сборник контролирующих материалов включает четыре раздела с вариантами заданий, составленных по разному принципу. Тесты первого раздела позволяют осуществить сквозное тестирование по всему курсу «Культурология». Вторая часть представляет собой тематические тесты, что предполагает глубокую, тщательную проработку отдельных тем по теории культуры. Третий раздел состоит из тестов, касающихся истории мировой культуры. Четвёртый раздел включает в себя примеры творческих заданий.
Раздел I
В первом разделе представлены тесты по культурологии, предназначенные для сквозного тестирования по курсу. Задания составлены по разному принципу. В первом случае к вопросам прилагаются варианты ответов, среди которых необходимо выбрать правильный. Второй вариант включает вопросы, которые предполагают знание наиболее известных культурологических концепций, а также понимание взаимосвязей между явлениями культуры, формулировку собственного мнения студентов.
Вариант 1
Тест 1
1. В чем состоит специфика социогуманитарного знания?
а) человек является объектом и субъектом познания;
б) социогуманитарному знанию присущи ценностные установки;
в) все перечисленное.
2. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология?
а) очеловечивание;
б) обработка, возделывание;
в) украшение, развлечение;
г) все перечисленное выше.
3. К какому понятию относится следующее определение: «Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом».
а) фетишизм;
б) оккультизм;
в) религия;
г) магия;
д) язычество.
4. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание: «...Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания... Культура все еще хочет в известном смысле играться — по обоюдному соглашению относительно определенных правил...»?
а) М. Веберу;
б) И. Хёйзинге;
в) М. Бахтину.
5. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм в прямом смысле, то есть как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определённые функции?
а) функциональной;
б) культурно-исторической;
в) эволюционной;
г) структурной антропологии.
6. Какие отрасли знания изучают искусство?
а) эстетика;
б) искусствознание;
в) культурология;
г) психология;
д) все перечисленные.
7. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?
а) мифология;
б) наука;
в) религия;
г) техника.
8. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?
а) А. Шопенгауэр;
б) Г. Гегель;
в) И. Кант;
г) Ф. Ницше.
9. Какие религии относятся к мировым?
а) зороастризм, синтоизм, даосизм;
б) буддизм, христианство, индуизм;
в) ислам, кришнаизм, иудаизм;
г) православие, католицизм, протестантизм.
д) буддизм, христианство, ислам.
10. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
а) Н. Бердяев;
б) Э. Тайлор;
в) О. Шпенглер;
г) все перечисленные.
Тест 2
1. Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры?
а) человек и культура – свободное творение Бога;
б) перенос зародышей жизни на Землю из космического пространства;
в) естественное усовершенствование человека и его культуры.
2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?
а) общество;
б) культура;
в) техника;
г) образование.
3. Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога?
а) тотемизм;
б) теизм;
в) богоискательство;
г) синкретизм.
4. Какие существуют методы анализа культуры?
а) все перечисленные ниже;
б) сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический;
в) структурно-функциональный, семиотический;
г) морфологический, структуральный, диалогический.
5. Назовите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики и исследователя социальной стратификации, который также занимался проблемой типологии культур?
а) Н. Бердяев;
б) Н. Данилевский;
в) П. Сорокин;
г) А. Лосев.
6. Языки бывают:
а) вербальные и невербальные;
б) естественные и искусственные;
в) все перечисленное.
7. Выберите правильное высказывание:
а) Катарсис – очищение через сострадание и страх;
б) Катарсис – система норм, правил, господствующая в художественном направлении;
в) Катарсис – гармония внешнего и внутреннего состояния человека.
8. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?
а) анимизм;
б) фетишизм;
в) синкретизм;
г) тотемизм.
9. Что означает понятие «цивилизация»?
а) уровень общественного развития;
б) ступень общественного развития, следующая за варварством;
в) синоним культуры;
г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.
10. Какие тенденции характерны для науки XX века?
а) интегративность;
б) системность;
в) экологизация всех проблем;
г) все перечисленные.
Тест 3
1. Какие науки относятся к гуманитарным?
а) социология, культурология, история;
б) психология, этнография, лингвистика;
в) все перечисленные.
2. Как называется сочинение немецкого философа и историка
О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?
а) «Феномен человека»;
б) «Идеи к философии истории человечества»;
в) «Недовольство культурой»;
г) «Закат Европы»;
д) «Три лика культуры».
3. Какое из приведенных ниже определений культуры соответствует взглядам английского этнографа, исследователя первобытной культуры Э.Б. Тайлора?
а) Культура – это природа, преобразованная посредством человеческой деятельности;
б) Культура представляет собой совокупность всей наследственной информации, способов её организации и сохранения;
в) Культура, или цивилизация, слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
4. Кому из мыслителей XX века принадлежит следующее высказывание: «Культура возникает в игре, как игра»?
а) О. Шпенглеру;
б) А. Тойнби;
в) Н. Бердяеву;
г) И. Хёйзинге;
д) К. Ясперсу.
5. Назовите основные задачи культурологии:
а) эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация;
б) изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре;
в) все перечисленные.
6. Н.Я. Данилевский выделяет в своей концепции культуры четыре основных разряда культурной деятельности. Какие это виды деятельности?
а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;
б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;
в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая.
7. Язык является:
а) способом коммуникации;
б) средством мышления;
в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации;
г) все перечисленное.
8. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?
а) анимизм;
б) тотемизм;
в) фетишизм;
г) магия.
9. Что такое мимесис?
а) созвучие;
б) подражание;
в) гармония.
10. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?
а) постепенные и взрывные процессы;
б) процессы распада и структурирования;
в) волнообразные процессы;
г) циклические процессы;
д) все перечисленные.
Тест 4
1. Культурология – это:
а) социальная наука;
б) гуманитарное знание;
в) интегративное знание.
2. Представителями какого направления культурологической мысли являются К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида?
а) структурализм;
б) эволюционизм;
в) диффузионизм;
г) функционализм.
3. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление:
а) элитарная культура;
б) массовая культура;
в) материальная культура.
4. Что такое архетипы?
а) типы архаической культуры;
б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;
в) типы мыслительных процессов;
г) все перечисленное.
5. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор и
Л. Морган?
а) дикость, варварство, цивилизация;
б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;
в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха.
6. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии:
а) Н. Михайловский;
б) К. Леонтьев;
в) Н. Данилевский;
г) Н. Бердяев.
7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
а) эволюционная модель;
б) волновая модель;
в) циклическая модель.
8. Кому из мыслителей принадлежит приведенное ниже высказывание:
«Я вижу на месте монотонной картины однолинейной мировой истории феномен множества мощных культур, каждая из которых придает своему материалу, то есть человеческой природе, свою собственную форму; каждая из которых обладает своей собственной идеей, своими собственными страстями, своей собственной жизнью, волей, манерой воспринимать вещи и своей собственной смертью»?
а) К. Ясперсу;
б) Н. Данилевскому;
в) П. Сорокину;
г) О. Шпенглеру.
9. Как называл П. Сорокин тип искусства, описанный в данном отрывке:
«Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу»?
а) чувственное искусство;
б) идеациональное искусство;
в) идеалистическое искусство;
г) эклектичное искусство.
10. Выберите правильное высказывание:
а) Техника – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества;
б) Техника – совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве;
в) оба высказывания правильны;
г) Оба высказывания неправильны.
Тест 5
1. Какие проблемы являются глобальными?
а) экологическая и демографическая;
б) утрата людьми здоровья;
в) угроза ядерной войны;
г) истощение природных ресурсов;
д) все перечисленные.
2. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?
а) аккультурация;
б) антропоморфизм;
в) антропосоциогенез.
3. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?
а) Г. Спенсер;
б) О. Шпенглер;
в) 3. Фрейд;
г) И. Хёйзинга.
4. Подберите правильное определение к понятию «мифология»:
а) Фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;
б) Наука, изучающая мифы и сказания;
в) оба определения правильны;
г) оба определения неправильны.
5. Как называется труд нидерландского учёного Й. Хёйзинги, в котором он излагает свою концепцию культуры?
а) «Первобытная культура»;
б) «Недовольство культурой»;
в) «Закат Европы»;
г) «Человек играющий».
6. Кто из мыслителей выделял исторический период 800-200 гг. до н.э., являющийся «ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории», «масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом»?
а) О. Шпенглер;
б) А. Тойнби;
в) П. Сорокин;
г) Н. Данилевский;
д) К. Ясперс.
7. Что изучает синергетика?
а) динамические процессы в открытых, неравновесных, нелинейных системах;
б) знаки и знаковые системы;
в) проблемы культурных коммуникаций.
8. Что такое субкультура?
а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;
б) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающийся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей;
в) все перечисленное.
9. Кому принадлежит термин «дегуманизация искусства»?
а) Г. Гадамеру;
б) Ф. Ницше;
в) X. Ортеге-и-Гассету;
г) А. Камю.
10. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»?
а) Н. Бердяев и О. Шпенглер;
б) Т. Парсонс и Э. Тайлор;
в) П. Сорокин и Ю. Лотман.
Тест 6
1. Выберите правильное высказывание:
а) Культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей;
б) Культурология – система наук о природе и обществе;
в) Культурология – область естественнонаучного знания.
2. О. Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I – подготовительный, период детства и накопления сил; II – период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества.
Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу?
а) период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;
б) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических «деяний» к механической «работе»;
в) агония культуры.
3. Основой какой религии является учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил?
а) индуизм;
б) буддизм;
в) даосизм;
г) все перечисленные.
4. Кому из мыслителей принадлежат следующие слова: «Культура родилась из культа. Истоки ее – сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»?
а) К. Марксу;
б) М. Фуко;
в) Н. Бердяеву;
г) П. Сорокину.
5. Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур (обычно менее развитой, хотя возможно и обратное влияние) элементов другой или в возникновении новых культурных явлений?
а) катарсис;
б) конформизм;
в) мимесис;
г) аккультурация.
6. Кто является автором концепции «пассионарности»?
а) А. Тойнби;
б) Ф. Ницше;
в) В. Соловьев;
г) Л. Гумилев.
7. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами:
а) анимизм;
б) фетишизм;
в) тотемизм;
г) магия.
8. Подберите правильное высказывание:
а) все нижеперечисленное верно;
б) Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа;
в) Типология культуры – результат типологического описания и сопоставления;
г) Типология культуры – конструирование идеальных образов-схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями культуры.
9. Что такое «кич»?
а) Кич – синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;
б) Кич – высшая форма проявления художественности в искусстве.
10. Какие черты творческого мышления вы можете выделить?
а) способность находить и формулировать проблемы;
б) оригинальность;
в) способность к анализу и синтезу;
г) гибкость мышления;
д) генерирование многочисленных и разнообразных идей;
е) все перечисленное.
Тест 7
1. Что такое ментальность?
а) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе;
б) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры;
в) совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметах.
2. К какому историческому типу культуры относится характеристика, данная А.Ф. Лосевым:
«Культура внеличностна, построена на восприятии космоса объективно-материальным, одушевленно-разумным и чувственным. Космос абсолютен. Все существует только в космосе и ничего кроме него нет. Основное представление о мире ... сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят... Приходят они с неба... и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля – это сцена, где они исполняют свою роль».
а) первобытная культура;
б) античная культура;
в) культура Древнего Египта;
г) культура Древней Индии;
д) европейская средневековая культура.
3. Кто из мыслителей понимал культуру как «почитание света»?
а) Э. Тайлор;
б) Н. Рерих;
в) Ж.-Ж. Руссо;
г) Л. Морган.
4. Что такое искусство?
а) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;
б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;
в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический тип духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
5. А. Тойнби представляет схему истории мировой культуры как:
а) движение отдельных цивилизаций к единой на основе создания общей мировой религии;
б) движение цивилизаций по замкнутому циклу;
в) деградацию человеческого рода, движение к катастрофе.
6. Подберите верное определение к понятию «анимизм»:
а) Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;
б) Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы;
в) Вера в духов и души, которые управляют людьми, предметами и явлениями окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения и предметы, наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой.
7. Кто разрабатывал идеи синергетики?
а) Д. Сахаров;
б) И. Пригожин и Г. Хакен;
в) В. Соловьев и Н. Бердяев.
8. Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом?
а) атеизм;
б) религиозный анархизм;
в) свобода совести.
9. Функциями культуры как совокупности знаковых систем являются:
а) функция передачи сообщения или выражения смысла;
б) функция общения;
в) все перечисленное.
10. Подберите понятие, характеризующее культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, а не на массового потребителя:
а) традиционная культура;
б) народная культура;
в) элитарная культура;
г) либеральная культура;
д) массовая культура.
Вариант 2
Тест 1
1. Что изучает культурология?
2. Что означает слово «культура»?
3. Дайте свое определение понятия «культура».
4. Что входит в понятие структуры культуры?
5. Можно ли основные функции культуры считать взаимосвязанными?
6. Почему возникла проблема типологизации культур?
7. Какова типология культуры в концепции Н.Я. Данилевского,
О. Шпенглера (на выбор)?
8. Как соотносятся ценности и нормы?
9. Охарактеризуйте взаимодействие основных элементов духовной культуры: науки, искусства и религии.
10. Как связана техника с другими феноменами культуры (наукой, политикой, моралью и др.)?
Тест 2
1. Существуют ли междисциплинарные связи культурологии
с другими науками? Приведите примеры.
2. Чем объясняется множественность и разнообразие определений культуры, в современном научном знании?
3. Какова специфика аксиологического (ценностного) определения культуры?
4. Можно ли все явления культуры четко разграничить на материальные и духовные?
5. Охарактеризуйте концепцию культуры Й. Хёйзинги, Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Ясперса (на выбор).
6. Какова роль мифологии в культуре?
7. Что такое элитарная культура?
8. Назовите функции искусства в культуре.
9. Назовите примеры типов мировой культуры, связанных с конкретной религией.
10. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
Тест 3
1. Почему культурология как научная дисциплина стала развиваться в России только в 1990-е годы?
2. Охарактеризуйте специфику исторической эволюции понятия «культура».
3. В чём заключается регулятивная (нормативная) функция культуры?
4. Каковы основные элементы материальной культуры?
5. Что подразумевается под культурой согласно семиотическому определению?
6. Каковы особенности типологии культур в концепции П. Сорокина, А. Тойнби (на выбор)?
7. Какова роль религии в культуре?
8. В чем сущность кризиса техногенной цивилизации?
9. Назовите признаки массовой культуры.
10. Что такое молодёжная субкультура?
Раздел II
Второй раздел состоит из тематических тестов по теории культуры, ответы на которые предполагают глубокую, тщательную проработку отдельных тем курса.
Тема 1.Культурология как общая теория