Вопрос 2. Порядок составления и представления отчетности.

 

Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает в себя два этапа:

1. проведение подготовительных работ по составлению годовой отчетности;

2. непосредственное составление баланса и других отчетных форм.

Подготовительные работывключают в себя:

§ проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислены амортизация основных средств, износ нематериальных активов и т.д.;

§ контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов;

§ проведение переоценки по постановлениям Правительства основных средств и других активов и отражение в учете ее результатов;

§ сверку сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, внебюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;

§ внесение, в случае необходимости, исправлений в учетные данные по результатам проверки государственных и ведомственных контролирующих органов, а также аудиторов. В соответствии с Порядком внесения исправлений в бухгалтерский учет, в случаях обнаружения искажений и ошибок исправления в учетные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки были допущены;

§ перенесение в соответствующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;

§ проведение реформации баланса путем закрытия в декабре месяце сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

§ подсчет и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчетного периода по регистрам бухгалтерского учета;

§ перенесение в Главную книгу данных регистров учета;

§ определение конечных остатков по синтетическим счетам в Главной книге.

Составление финансовой отчетности начинается, как правило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. № 1). Это производится по данным остаткам на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета 60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 78), показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность – в активе баланса, а кредиторская – в его пассиве. Некоторые статьи баланса заполняются сложением остатков по нескольким счетам. Так, сальдо по счетам 20, 21, 23, 29, 44 отражаются по статье «Затраты в незавершенном производстве», а по счетам 10, 15, 16 – по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности».

По статьям «Основные средства», «Нематериальные активы» отражается остаточная стоимость соответствующих активов.

Дебиторская задолженность в активе баланса приводится раздельно, в зависимости от ожидаемых сроков погашения.

В отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) показываются сведения о полученной балансовой прибыли (убытке), налоге на прибыль и иных обязательных платежах и т.д.

Причем, финансовый результат формируется в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг) за минусом себестоимости реализованных товаров (работ, услуг), коммерческих расходов, а также с учетом внереализационных доходов и расходов за отчетный и аналогичный предыдущий периоды. Для заполнения отчета по ф. № 2 используются данные синтетического и аналитического учета по счетам 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

В отчете о движении фондов и других средств (ф. № 3) отражаются данные об остатках уставного капитала, резервных фондов, нераспределенной прибыли, добавочного капитала, целевых средств, резервов предстоящих расходов на начало и конец отчетного года. При заполнении отчета используются данные синтетического и аналитического учета по счетам 80 «Уставный фонд», 82 «Резервный фонд», 83 «Добавочный фонд», 84 «Нераспределенная прибыль», 96 «Резервы предстоящих расходов» и др.

Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) отражает поступление и направление использования денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия, а также остатки денежных средств на начало и конец года, учитываемых на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

В приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) показываются сведения:

1.о банковских кредитах и займах, которыми пользовалось предприятие в отчетном году;

2.о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности по различным балансовым счетам (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.);

3.о движении основных средств, нематериальных активов;

4.о финансовых вложениях предприятия и другие данные.

Кроме указанных форм, предприятия составляют пояснительную записку к годовому отчету. В ней дается краткая характеристика деятельности предприятия, приводятся сведения о дочерних предприятиях и филиалах, раскрываются изменения в учетной политике предприятия, отдельные статьи баланса и другие сведения (оценка деловой активности, эффективность использования ресурсов, расшифровка кредиторской задолженности, степень выполнения плана и т.д.).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется предприятием в органы государственной налоговой инспекции не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сроки представления отчетности в вышестоящие органы устанавливаются соответствующими министерствами, ведомствами, концернами индивидуально для каждого предприятия, но не позднее даты представления отчета в налоговые органы.

Годовая отчетность предприятия может быть опубликована, а в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, подлежит обязательной публикации вместе с аудиторским заключением.

Отчетность предприятий может храниться как на бумажных, так и на машинных носителях информации, пригодных для ее хранения и чтения.