Мировоззрение как ядро формирующейся личности
Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача современной школы. Назначение, функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура. Система знаний и идей в содержании школьного мировоззрения, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы. Критерии сформированности мировоззрения школьников.
Коллектив как средство воспитания
Понятие «детский коллектив». Становление теории коллектива. Признаки коллектива. Функции коллектива. Типы и структура детских коллективов. Этапы развития детского коллектива. Методика создания и формирования коллектива. Личность и коллектив. Воспитательное воздействие детского коллектива на личность.
Самодеятельные группы и «неформальные объединения».
Семья в системе социализации и воспитания
Семья как социальный институт. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Взаимоотношение семьи, школы и социуме.
Раздел 3.Теория обучения
Дидактика в системе педагогических наук
Общее понятие о дидактике. Объект, предмет, функции и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные проблемы дидактики. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие. Повышение роли дидактики в условиях непрерывного образования.
Процесс обучения как целостная система
Методологические и психологические основы обучения. Современное понимание сущности и структуры обучения. Процесс обучения как двусторонний процесс. Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения на современном этапе. Функции обучения. Соотношение функции обучения. Виды обучения. Движущие силы обучения. Понятие о развивающем обучении. Показатели эффективности учебного процесса.
Законы, закономерности и принципы обучения
Понятие законы, закономерности и принципы обучения. Обзор основных законов и закономерностей обучения. Принципы и правила обучения.