Критерии выбора поставщика услуг аутсорсинга
При изучении рынка услуг аутсорсинга, как правило, собирается детальная информация о каждом из возможных поставщиков услуг. Такая информация необходима для проведения как количественного, так и качественного анализа в ходе выбора конкретного партнера в рамках аутсорсинга.
Основные проблемы выбора партнёра-аутсорсера заключаются, прежде всего, в тех качественных показателях, которые определяют решение об аутсорсинге, а также в количестве поставщиков, которые могут предоставить соответствующие услуги на условиях аутсорсинга. В этой связи необходимо учитывать факторы, от которых зависит выбор поставщика аутсорсинговых услуг. Дж. Б. Хейвуд определяет следующие факторы, определяющие выбор поставщика услуг аутсорсинга[87]:
ñ Доверие. Насколько опытен этот поставщик услуг, то есть сколько у него клиентов в данный момент.
ñ Надёжность. Удовлетворяет ли этот поставщик услуг требованиям своих клиентов.
ñ Гибкость. Работает ли этот поставщик по одному образцу или он достаточно гибок, чтобы быстро удовлетворить потребности предприятия, а в дальнейшем корректировать свою работу в зависимости от того, будет ли предприятие расширяться или, наоборот, сворачивать свою деятельность.
ñ База навыков. Есть ли у этого поставщика навыки в сфере информационных технологий и других областях, которые не нужны предприятию сейчас, но которые понадобятся в будущем.
ñ Возможность экономии. Сможет ли этот поставщик услуг предложить большую экономию средств, чем другие поставщики.
ñ Обслуживание. Насколько высок уровень обслуживания, предлагаемый этим поставщиком, по сравнению с тем, что предприятие получает сейчас, или с тем, что предлагают предприятию другие поставщики.
ñ Навыки управления. Если предприятие расширяется или сворачивает свою деятельность, достаточно ли у поставщика услуг времени, умения и желания для того, чтобы удовлетворить потребности предприятия.
ñ Кадровая политика. Какую политику в отношении кадров проводит поставщик услуг и как это скажется на сотрудниках предприятия.
ñ Навыки перевода. Насколько эффективно поставщик услуг осуществил предыдущий перевод сотрудников: придерживался ли он установленного графика; как этот переход повлиял на переведённых сотрудников клиента.
ñ Вопросы, связанные с заключением контракта. Захочет ли поставщик воспользоваться своим большим опытом и связать предприятие жестким контрактом или он позволит «внести поправки» либо заключить партнёрское соглашение.
ñ Внутренняя квалификация и контроль. Позаботится ли поставщик услуг о том, чтобы предприятие не потеряло квалификацию и контроль, необходимые для поддержания и расширения деятельности предприятия.
Оценивая потенциального поставщика услуг, необходимо представлять его возможности в отношении развития бизнеса, стремление к совершенствованию технологий, которые имеют непосредственное отношение к передаваемым функциям.
Чрезвычайно важным представляются и такие факторы как:
ñ опыт реализации аналогичных аутсорсинг-проектов;
ñ взаимодействие с клиентами;
ñ коммуникабельность;
ñ адекватность понимания взаимных требований.
Следует понимать, на каких условиях аутсорсер готов реализовать данный проект: кроме стоимости и качества услуг существенное значение имеют разделение собственности и контроля. Также необходимо убедиться в финансовой устойчивости партнёра, чтобы иметь гарантии, что в течение действия долгосрочного соглашения об аутсорсинге эта организация сохранит своё положение на рынке и будет способна выполнять взятые на себя обязательства.
Все вышеперечисленные факторы трудно описать количественно, но стремление клиента наладить действительно долгосрочные эффективные взаимоотношения с аутсорсером должны служить достаточным основанием для детального изучения потенциальных партнёров.
При необходимости для выбора партнёра используются специальные инструменты количественного и качественного анализа. По результатам такого анализа могут быть выбраны несколько поставщиков услуг аутсорсинга, наиболее соответствующих требованиям клиента.
Среди отобранных кандидатур может быть проведён конкурс-отбор. По итогам такого конкурса могут быть выбраны один или несколько аутсорсеров, с которыми будет впоследствии заключено соглашение об аутсорсинге.
Среди факторов, определяющих выбор поставщика услуг, также учитываются опыт аутсорсера в успешной реализации аналогичных аутсорсинг-проектов и рекомендации коллег.
Основными схемами взаимодействия с внешними поставщиками услуг аутсорсинга в соответствии с целями и приоритетами заказчика являются:
ñ полезность – приоритетными при выборе поставщика являются фактор цены и уровень сервиса;
ñ улучшение – наряду с факторами полезности во главу угла ставятся интересы внутренних и внешних потребителей, возможности улучшения их обслуживания;
ñ передний край – взаимодействие с поставщиком услуг является важной составляющей стратегии предприятия и позволяет приобрести конкурентные преимущества, где критерии стоимости и сервиса отходят на второй план.
Р. Алдерс наряду с критериями, определяющими выбор поставщика услуг, выделяет также ключевые факторы успеха (КФУ) – некоторые характеристики аутсорсера, свидетельствующие о том, что он способен решить поставленные клиентом задачи[88].
Определив критерии оценки, клиент может составить список потенциальных поставщиков услуг аутсорсинга. От поставщиков услуг в результате информационного запроса должна быть получена необходимая клиенту информация:
ñ Каков опыт работы аутсорсера на рынке.
ñ Какова структура аутсорсера.
ñ Краткое описание работ, выполняемых для предыдущих клиентов.
ñ Какие конкурентные преимущества может предложить поставщик услуг.
ñ Сколько будут стоить услуги.
ñ Будет ли полезен опыт и ресурсы клиента.
ñ Какое обучение и консультационные услуги предлагает поставщик.
ñ Каковы возможные методы обеспечения гибкости в отношениях с клиентом.
ñ Как будет учитываться и обеспечиваться потенциальный рост бизнеса клиента.
ñ Количественные показатели, отражающие деятельность аутсорсера на рынке за последние три года.
ñ Сведения о персонале, занятом в реализации аутсорсинг-проектов.
ñ Сведения о страховании профессиональной ответственности.
ñ Сведения о контрактах на аутсорсинг, прерванных по инициативе клиентов, и причинах разрыва отношений.
ñ Список текущих клиентов (к которым следует обратиться за отзывами).
Получая информацию от потенциальных поставщиков услуг аутсорсинга и обобщая её наряду со сведениями из других источников, клиент может выбрать двух-трёх партнёров для реализации аутсорсинг-проекта, с которыми будут проводиться дальнейшие переговоры. Несмотря на возможную привлекательность отдельных предложений, следует понимать, что аутсорсинг-проект является частью общей программы реструктуризации и развития бизнеса, что отказ от заранее определённых стратегических целей, ориентиров и интересов в результате получения «выгодного предложения» не может быть оправдан.
Для квалифицированной оценки предложений аутсорсера клиенту необходимо определить следующее:
ñ Достаточно ли доказательств того, что услуги, необходимые клиенту, являются частью основного бизнеса поставщика.
ñ Вкладывает ли поставщик средства в развитие этих услуг.
ñ Предоставил ли поставщик реальные доказательства профессионального и методологического подхода (подтверждение качества, такое, как стандарты ISO, предоставляет такую гарантию).
ñ Использует ли поставщик общепризнанные системы показателей и проверенные методики.
ñ Придерживается ли он отраслевых норм и правил и лучших методов организации производственных работ.
ñ Владеет ли поставщик широким диапазоном управленческих и технических знаний и умений.
ñ Возможно, ли предвидеть какие-либо трудности в предоставлении услуг, необходимых клиенту.
ñ Демонстрирует ли поставщик понимание бизнеса клиента, а также текущих и, насколько это реально, будущих требований к обслуживанию.
ñ Будет ли поставщик хорошим партнёром, имея ценности и культуру, согласующиеся с ценностями и культурой клиента[89].
Свидетельством важности информации, получаемой от потенциальных поставщиков услуг, является проведённый анализ факторов риска, лежащих в основе неудач существующих аутсорсинг-проектов.
Другая проблема выбора заключается в определении количества поставщиков услуг. По данному вопросу есть разные мнения. Дилемма о количестве аутсорсеров неизбежна: ведь чем больше аутсорсеров – тем больше гибкости при работе с ними, но зато меньшее количество аутсорсеров легче контролировать.
Клиенту важно приобрести дополнительную гибкость, которая достигается при взаимодействии с внешними подрядчиками, в частности, за счёт простоты изменения условий договора, но важно не лишиться при этом контроля. Некоторые считают, что поставщиков должно быть два-три. В этом случае исключается зависимость от одного поставщика услуг, между поставщиками рождается конкуренция. Сторонники же стратегии «стройного» производства предпочитают одного поставщика и рассматривают его как партнёра по бизнесу.
В общем случае количество поставщиков услуг зависит:
ñ от сложности поставленной задачи;
ñ от количества отдельных компонентов предлагаемых решений.
Если поставщикам услуг предстоит работать вместе, либо над взаимосвязанными задачами, необходимо убедиться в совместимости их позиций. В этом случае порядок контроля выполнения работ и распределение ответственности могут оговариваться условиями соглашения об аутсорсинге.
Практика показывает, что правильнее начинать с частичного аутсорсинга и создавать условия для конкуренции между потенциальными аутсорсерами.
Далее следует решить, с одним или несколькими аутсорсерами стоит работать в перспективе.
Затем надо тщательно отобрать аутсорсеров и заключить краткосрочные контракты, чётко оговорив в них возможность постоянного контроля и условия, побуждающие аутсорсеров к качественному выполнению работы, такие, как премия и отказ от взаимодействия в случае неудовлетворения запросов.
Затем, только убедившись в правильности выбора партнёра, можно переходить на долгосрочные контракты.
Самое большое препятствие при выборе поставщика услуг аутсорсинга – неразвитый рынок услуг. Именно эта причина вызывает скептическое отношение многих специалистов к эффективности аутсорсинга как бизнес-модели.
Безусловно, в отсутствие предложений со стороны заинтересованных предприятий невозможно выбирать поставщика на альтернативной основе и оказывать на него какое-либо существенное влияние. Поэтому возникает дополнительный риск попасть в зависимость от поставщика услуг, что влечёт за собой не желательные последствия как:
ñ снижение качества продукции или услуг, поставляемых конечному потребителю;
ñ нарушение сроков поставок;
ñ нанесение вреда имиджу предприятия;
ñ возникновение значительных финансовых потерь.
Наиболее эффективным выходом в такой ситуации является:
ñ поиск необходимой информации, так как отсутствие предложений со стороны потенциальных партнёров часто является следствием недостаточно развитой системы информационного обмена;
ñ использование электронных информационных ресурсов;
ñ создание объединений предпринимателей, заинтересованных в расширении контактов[90].
Целесообразно развивать и отношения на основе субконтрактации. Ибо при реструктуризации предприятия с переходом на аутсорсинг возникают следующие вопросы:
ñ какие производства предприятие может сохранить и усилить, а от каких может отказаться;
ñ как найти поставщиков аутсорсинговых услуг;
ñ как организовать систему взаимодействия с аутсорсерами;
ñ как обеспечить надёжность услуг с заданным уровнем качества.
Аутсорсинг часто называют «феноменом XXв.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий», так как лишь с конца 80-х гг. XX в. это понятие вошло в практику бизнеса и получило действительно широкое распространение.
В то же время сама идея привлечения ресурсов специализированной фирмы для решения стоящих перед организацией задач отнюдь не является новой. Эта идея и механизм её реализации известны с тех самых пор как в экономической теории, а затем и в научном менеджменте сформировались понятия разделения труда, специализации и кооперации.
Тем не менее, именно в условиях экономической глобализации разделение труда и производственная кооперация в мировом масштабе открывают совершенно новые перспективы для применения давно известных принципов организации производственной деятельности и управления ею.
Практика показывает, что применение механизма субконтрактации позволяет найти ответы на эти и многие другие вопросы.
Вопросы для контроля и обсуждения:
1. Назовите основные элементы реструктуризации.
2. Как осуществляется выбор форм и видов аутсорсинга.
3. Назовите основные схемы взаимодействия с внешними поставщиками услуг аутсорсинга.
4. Каковы основные и дополнительные риски, с которыми связано использование аутсорсинга.
5. Сформулируйте основные требования к поставщикам услуг аутсорсинга.
6. Опишите процесс выбора поставщика услуг аутсорсинга.
7. Каковы критерии выбора поставщика услуг аутсорсинга.
8. Опишите порядок оценки предложений аутсорсера клиенту.