Анализ рынка услуг и выбор формы аутсорсинга
Принятие решения руководством предприятия об аутсорсинге является частью общей программы реструктуризации бизнеса. Реструктуризация может включать следующее:
ñ выделение внутреннего подразделения в отдельное предприятие с последующим управлением им или с целью продажи;
ñ создание дочерней компании;
ñ кооперацию с другими предприятиями с целью создания специализированного совместного предприятия;
ñ заключение соглашения на выполнение конкретных видов работ с независимой организацией-аутсорсером на длительный срок;
ñ заключение соглашения на выполнение конкретных видов работ на срок действия конкретного проекта в рамках разового сотрудничества;
ñ передачу части активов предприятия внешней организации постоянно или на время действия соглашения об аутсорсинге.
Как правило, создание специализированного предприятия или выделение отдельного направления бизнеса для выполнения тех функций или бизнес-процессов, для которых признано целесообразным использование аутсорсинга, оправдано в следующих случаях:
ñ в данном сегменте рынка отсутствуют предложения услуг компаний-провайдеров в том виде деятельности, в котором нуждается предприятие;
ñ стоимость услуг крупных компаний-провайдеров превышает возможности потенциального клиента;
ñ объём услуг, в котором нуждается потенциальный клиент, недостаточен для привлечения внимания крупных аутсорсеров;
ñ развитие данного направления бизнеса (услуги аутсорсинга) является перспективным и стратегически выгодным.
При принятии решения об аутсорсинге важно осуществить выбор формы аутсорсинговых услуг.
Выбор формы аутсорсинга как возможных условий взаимодействия с партнёром или несколькими партнёрами осуществляется на этапе анализа рынка услуг аутсорсинга. От развития конкуренции на рынке услуг аутсорсинга в конкретной сфере деятельности предприятия зависит общее количество альтернативных вариантов, которые будут рассматриваться высшим менеджментом предприятия в процессе разработки аутсорсинг-проекта.
В первую очередь встаёт вопрос об использовании внутреннего или внешнего аутсорсинга. При отсутствии на рынке поставщиков необходимых услуг внутренний аутсорсинг неизбежен, однако необходимо взвесить насколько эффективно такое решение.
Внешний аутсорсинг позволяет использовать все преимущества рыночной координации:
ñ рыночные механизмы изменения цен;
ñ стандартизацию качества;
ñ оптимизацию затрат.
Отношения в рамках внешнего аутсорсинга, с передачей соответствующих функций, а при необходимости и активов, экономически и юридически независимому партнёру, полностью регулируются условиями контракта. Для организации-аутсорсера деятельность, осуществляемая в рамках контракта, является основной. Организация-аутсорсер максимально заинтересована в предоставлении услуг наилучшего качества и расширении масштабов деятельности, что создаёт дополнительные преимущества обеим сторонам. К ним относятся:
ñ снижение стоимости вследствие эффекта масштаба производства;
ñ использование льготных условий приобретения ресурсов;
ñ все плюсы специализации и кооперирования.
Реструктуризация предприятий с выделением перспективных, но не основных для неё видов деятельности в самостоятельное направление бизнеса и выход на рынок с предложениями услуг аутсорсинга открывает множество новых возможностей в рамках стратегии диверсификации.
Как отмечалось, выбор формы аутсорсинга связан с анализом рынка услуг аутсорсинга. Так на мировом рынке аутсорсинга развивается процесс монополизации. Проявление тенденций монополизации рынка услуг аутсорсинга замечены в связи с укрупнением сделок между корпорациями. В результате этого процесса в каждой сфере деятельности останется ограниченное число крупных фирм[84].
Укрепление позиций крупных аутсорсеров происходит и за счёт их стремления расширять спектр услуг, предоставляемых клиенту. Например, реализация ряда бизнес-процессов в области информационных технологий через Интернет способствовала заключению соглашений между поставщиками сетевых услуг и фирмами-производителями программных продуктов обеспечения, сдающими в аренду корпоративные информационные системы и обеспечивающими необходимый сервис.
При усилении позиций аутсорсеров, расширении комплекса услуг предполагается и рост стоимости аутсорсинг-проектов. Эти тенденции будут подталкивать аутсорсеров к разработке специализированных проектов для сохранения своего положения на рынке.
Однако не все региональные рынки одинаково охвачены деятельностью крупных аутсорсеров. Этому препятствуют особенности правового регулирования деятельности таких компаний, например, ограничения в финансовой и банковской сферах.
Важно рассмотреть возможности выбора полного или частичного аутсорсинга. Специализация крупных поставщиков услуг в области аутсорсинга бизнес-процессов и комплексность предложений, с одной стороны, способствует реструктуризации и качественному изменению бизнес-структуры предприятия-клиента на основе полного аутсорсинга.
С другой стороны, на начальных этапах реструктуризации бизнеса и вынесения функций и бизнес-процессов «за пределы» предприятия целесообразно рассмотрение вариантов частичного аутсорсинга, открывающего возможности использования услуг аутсорсинга относительно небольших организаций-аутсорсеров.
Успешное функционирование таких организаций находится в прямой зависимости от количества сделок, поэтому они, так же как и предприятие-заказчик, заинтересованы в снижении стоимости и повышении качества услуг. Обычно контракты по аутсорсингу подписываются, если стоимость услуг компании-провайдера как минимум на 15-20% ниже текущих затрат предприятия-заказчика и средний срок действия контракта составляет 5 лет[85].
Выгода для клиента от реализации аутсорсинг-проекта находится в зависимости от стоимости услуг аутсорсера и того уровня издержек, который способно поддерживать предприятие при выполнении тех же работ собственными силами. Прибыль аутсорсера составляет разницу между стоимостью реализуемых услуг и уровнем издержек, который способен поддерживать аутсорсер. При этом важнейшей составляющей стоимости услуг остаётся стоимость рабочей силы.
Кроме стоимости услуг, для успеха аутсорсинг-проекта необходимо убедиться в сопоставимости качества услуг аутсорсера с тем качеством, которое обеспечивает производство собственными силами. Следует обратить внимание на наличие у предприятия-партнёра процессно-ролевой модели бизнес-процессов. Если таковой нет, то нужно обратиться в консалтинговую компанию, которая смогла бы подготовить описание подобной модели и альбом бизнес-процессов, который затем можно использовать при подготовке к сертификации по ISO. Подобные мероприятия также увеличивают стоимость аутсорсинг-проекта, однако стандартизация функций и бизнес-процессов является залогом успешного сотрудничества и конкурентоспособности для обеих сторон[86].