Глава 14. ПРИНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
«ПРОИЗВОДИТЬ» ИЛИ «ПОКУПАТЬ»
Стратегическое и экономическое обоснование аутсорсинг-проекта позволяет принять экономически оправданное решение: «производить или покупать» («make or buy»).
Именно, сравнивая возможности использования ресурсов других организаций с возможностями развития собственного производства, менеджмент предприятия вплотную подходит к решению проблемы «производить» или «покупать». При этом существуют группы факторов, которые по-разному влияют на принятие такого решения, с одной стороны – это факторы, определяющие желание производить, а с другой стороны – факторы, определяющие желание покупать.
На принятие экономического решения «производить», а не покупать, влияют следующие факторы:
ñ слишком маленький объём продукции и/или отсутствие заинтересованности поставщиков в её продаже;
ñ требования к качеству очень высоки и необходимы особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;
ñ гарантированное снабжение, баланс снабжения и потребности;
ñ сохранение технологических секретов;
ñ снижение расходов;
ñ получение преимущества, отсутствие простоя оборудования и рабочих;
ñ обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей, в то время как поставщики испытывают неудобства из-за нестабильности спроса;
ñ отсутствие зависимости от одного источника поставок.
Факторы конкурентоспособности, политические, социальные и экологические факторы могут инициировать предприятие производить продукцию, даже если предпочтительнее её покупать. Например, конкурент приобретает в собственность выгодный источник снабжения сырьём, это может вызвать адекватные действия у предприятия. Во многих странах стремятся перерабатывать определённый объём сырья только внутри национальных границ.
Предприятие, расположенное в районе с высоким уровнем безработицы, может принять решение о производстве конкретных видов продукции для повышения уровня занятости. Часто принимаются решения обрабатывать побочную продукцию для того, чтобы не загрязнять окружающую среду. Здесь проблема стоимости для предприятия может не являться ключевой. Могут существовать и чисто эмоциональные причины «производить», а не «покупать». Руководство некоторых предприятий просто гордится масштабами производства.
Принятие решения «покупать», а не производить определяется следующими факторами:
ñ желание сосредоточиться на основных видах деятельности;
ñ необходимость повышения качества обслуживания;
ñ острая потребность в снижении затрат;
ñ недостаток административного или технического опыта для производства нужной продукции или услуг;
ñ избыточное производство, заставляющее предприятие выходить на рынок и даже конкурировать с его бывшими поставщиками, что может сказаться на отношениях с другими поставщиками или клиентами;
ñ отличная репутация поставщиков, побуждающая потребителя покупать их комплектующие;
ñ необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности не основной деятельности предприятия;
ñ невозможность отменить принятое решение руководства и сохранение существующего положения;
ñ трудности в определении истинных долгосрочных расходов, связанных с решением о производстве;
ñ большая гибкость в выборе возможных источников и продуктов-заменителей;
ñ тенденция пересмотра решений о производстве или покупке в свете существующей сегодня конкуренции, которая наряду со значительными возможностями рынка побудила многих заняться покупкой или поиском внешнего источника снабжения;
ñ наличие квалифицированных специалистов по снабжению;
ñ процесс покупки обычно требует меньше накладных расходов[81].
Иными словами для принятия решения об аутсорсинге важно не только провести стратегическое и экономическое обоснование аутсорсинг-проекта, но и тщательно взвесить все «за» и «против» внедрения аутсорсинга в практику деятельности предприятия.
Необходимо учитывать такой фактор, как успехи, уже достигнутые конкурентами с помощью такого инструмента как аутсорсинг, и, соответственно, стимулы предприятия к использованию аутсорсинга или причины к отказу от него.
Следует подчеркнуть, что важную роль здесь играет мнение высшего менеджмента предприятия: видит ли руководство те реальные перспективы и улучшения, которые несёт использование аутсорсинга в каждом конкретном случае.
Принятие решения об использовании аутсорсинга всегда связано с определённым риском, как и реальность получения немедленной выгоды от аутсорсинга в виде сокращения издержек. Тем не менее, использование аутсорсинга сегодня – это объективное требование внешней среды, а во многих ситуациях – это залог выживания предприятия.
Существуют факторы, определяющие решение менеджмента предприятия об использовании аутсорсинга:
ñ необходимость сокращения или реструктуризации предприятия под давлением внешних, как правило, негативных факторов;
ñ стремление сосредоточить ресурсы собственного предприятия на основных видах деятельности;
ñ необходимость повышения качества собственных продуктов и услуг, их наилучшего соответствия требованиям рынка;
ñ недостаток либо отсутствие собственных специалистов в отдельных видах или направлениях деятельности;
ñ недостаток опыта;
ñ высокое качество продуктов и услуг, технологии и «ноу-хау», которыми располагает поставщик;
ñ привлекательность для потребителя установления партнёрских отношений производителя с конкретными поставщиками комплектующих или услуг.
На основании выше изложенного можно заключить. Сущность аутсорсинга – это разделение труда и бизнес-интеграция на новом качественном уровне.
Смысл такого «разделения труда» для отдельно взятого предприятия – использование услуг высококвалифицированных специалистов и специализированных организаций для выполнения отдельных функций. Результат аутсорсинга проявляется в повышении качества конечного продукта или услуги, что, в общем-то, и является целью предприятия в условиях дифференцированного спроса.
Аутсорсинг требует перестройки мышления высшего менеджмента предприятия и выработки стратегии, направленной на создание эффективной структуры взаимовыгодных отношений с организациями-партнёрами. Разработка и реализация аутсорсинг-проектов предполагает обобщение как позитивного, так и негативного опыта.
При принятии решения об аутсорсинге следует учитывать, что есть объективные причины, которые препятствуют использованию аутсорсинга, несмотря на его возможные преимущества по сравнению с традиционными способами ведения бизнеса – это:
ñ отсутствие необходимой достоверной информации о возможных поставщиках услуг аутсорсинга;
ñ отсутствие надёжного и экономически обоснованного механизма внедрения аутсорсинга на конкретном предприятии;
ñ необходимость сохранения стратегически важных связей с другими субъектами рынка;
ñ необходимость сохранения собственного производства под давлением социальных, политических или других внешних факторов.
Понимание сущности процессов аутсорсинга позволяет сформировать целостное представление о современном менеджменте, в основе которого лежат:
ñ экономическая и технологическая эффективность («effectiveness» and «efficiency»);
ñ рациональность («rationality»).
Делать то, «что следует, как следует и с наименьшими затратами» – потребность современного менеджмента, так как внешняя среда диктует жёсткие условия выживания производителям товаров и услуг.
Аутсорсинг позволяет предприятию получить и сохранить необходимую «свободув выборе» пути своего развития и обеспечения стабильности функционирования. Таким выбором может быть:
ñ использование современных технологий и «ноу-хау», в том числе доступных и конкурентам, без необходимости вкладывать собственные средства в их разработку и освоение;
ñ использование передовых технологий и методов управления, услуг высококвалифицированных специалистов в отдельных областях, неспецифических для основной деятельности предприятия;
ñ сокращение непрофильных активов, вплоть до полного их отсутствия, а также всех затрат, связанных с их содержанием и развитием;
ñ гибкость и мобильность в управлении активами, повышение показателей деловой активности и финансовых показателей;
ñ сокращение собственного персонала, в том числе управленческого, изменение структуры затрат на персонал, значительная мобильность в выборе кадровой политики в целом;
ñ значительное расширение спектра услуг, предоставляемых заказчику, гибкое реагирование на спрос без расширения собственной инфраструктуры;
ñ своевременное обеспечение необходимой информацией, в том числе маркетинговой, без затрат на содержание и развитие соответствующих подразделений и информационных служб;
ñ независимость от территориальных и региональных проблем, связанных с функционированием масштабного производства – вопросы охраны окружающей среды, доступности сырья, электроэнергии и других ресурсов, стоимость рабочей силы;
ñ возможности вкладывать средства в развитие тех основных направлений деятельности, которые составляют сильные стороны предприятия и являются залогом успеха в будущем;
ñ распределение ответственности и снижение рисков, связанных с внедрением новых проектов;
ñ сокращение и контроль издержек производства;
ñ сокращение неуправляемых факторов;
ñ распределение рисков;
ñ фокусирование предприятия;
ñ дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке).
Однако возникает проблема эффективного управления экономикой предприятия, которое идёт на условия аутсорсинга, поскольку передача отдельных функций не освобождает от ответственности перед потребителем за качество поставляемых продуктов и услуг. Преимущества аутсорсинга не могут являться одновременно и целями аутсорсинг-проектов[82].
Цель аутсорсинг-проекта – создание высокоэффективного и конкурентоспособного предприятия, способного адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения и адаптироваться к ним.
Преимущества аутсорсинга перед традиционными формами ведения бизнеса могут быть достигнуты или не достигнуты в рамках реализации аутсорсинг-проекта. Это зависит от готовности менеджмента предприятия изменить его будущее в самое ближайшее время.
Успешно реализованный аутсорсинг-проект может принести много конкурентных преимуществ. Однако в каждой отдельной ситуации аутсорсинг требует взвешенного подхода, с обязательным анализом потенциальных возможностей и рисков.
Риски и возможности, которые скрывает аутсорсинг, связаны также и с теми навыками, которыми обладает предприятие в сфере управления проектами, так как изменение конфигурации бизнес-системы в результате аутсорсинг-проекта требует тщательной подготовки решений на каждом этапе его реализации.
Недостаток компетенции в управлении аутсорсинг-проектами приводит к возникновению следующих проблем:
ñ в результате реализации аутсорсинг-проекта предприятие теряет ряд преимуществ перед конкурентами в основном виде деятельности;
ñ постоянные издержки не снижаются в течение длительного времени;
ñ снижается мотивация собственного персонала;
ñ снижается качество продуктов или услуг, поставляемых конечному потребителю;
ñ фактические затраты на аутсорсинг оказались выше, чем затраты на производство собственными силами;
ñ нанесён ущерб деловой репутации предприятия[83].
Существует ряд проблем непосредственно связанных с деятельностью поставщика услуг аутсорсинга, увеличивающих риски:
ñ аутсорсер может стать финансово нестабильным или обанкротиться;
ñ другая организация может приобрести аутсорсера, и отношение этой организации к существующим соглашениям об аутсорсинге может быть резко отрицательным;
ñ уровень оперативности аутсорсера при исполнении условий соглашения может снизиться, если он заключил одновременно более выгодные и интересные с профессиональной точки зрения соглашения с другими клиентами;
ñ качество услуг может снизиться до недопустимого уровня вследствие внутренних проблем аутсорсера.
Следует учитывать и риск, связанный с утечкой коммерческой или даже конфиденциальной информации. Это имеет огромное значение при вынесении за пределы собственного предприятия финансовых бизнес-процессов, обработки данных о клиентах предприятия, сведений о персонале.
Аутсорсинг-проект можно считать успешным, если затраты, связанные с достижением успеха, будут наименьшими, а долгосрочный эффект этих затрат будет наибольшим. Это зависит от двух основных факторов: принципиальная возможность для менеджмента предприятия принять решение об аутсорсинге и фактор времени. Безусловно, время, необходимое для достижения успеха, наряду с другими факторами, играет чрезвычайно важную роль в условиях конкуренции.
До принятия решения о разработке аутсорсинг-проекта необходимо проанализировать, не приведут ли потери от передачи бизнес-процесса к снижению устойчивости предприятия на рынке. Факторы, способные снизить устойчивость и привести к ухудшению конкурентной позиции предприятия, должны быть детально проанализированы. Стратегическое и экономическое обоснование, анализ всех «за» и «против» являются основанием для принятия решения о выборе поставщика аутсорсинговых услуг.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие основные цели преследует аутсорсинг-проект.
2. Как определяется приоритет аутсорсинга отдельных функций и бизнес-процессов.
3. Какие факторы определяют принятие решения «производить», а не покупать.
4. Какие факторы определяют принятие решения «покупать», а не производить.
5. Проанализируйте причины, побуждающие использовать аутсорсинг или отказываться от него.
6. Каковы основные риски, с которыми связано использование аутсорсинга.
7. Какие факторы определяют успешность реализации аутсорсинг-проекта.