Аутсорсинг функций управления предприятием
Как уже отмечалось, успех современного бизнеса непосредственно связан с преодолением негативных факторов, препятствующих формированию открытого рынка в условиях экономической глобализации, таких, как:
ñ монополизация отдельных отраслей и секторов рынка;
ñ несогласованность культур и другие социальные факторы;
ñ экологические факторы;
ñ моральные факторы (жадность или стремление к накоплению прибыли в ущерб экономическому и социальному развитию);
ñ отдельные субъективные факторы (например, внутреннее сопротивление преобразованиям или, напротив, форсирование экономических преобразований).
Аутсорсинг сферы управления предприятием обеспечивает возможность широкого распространения новых методов, инструментов и технологий управления, повышения квалификации менеджеров среднего звена.
Аутсорсинг сферы управления предприятием или аутсорсинг функций управления обусловлен повышением требований к квалификации управляющих, а также широким использованием информационных технологий управления. Для определения возможностей и основных направлений аутсорсинга функций управления предприятием необходимы:
ñ концентрация внимания управляющих предприятием на основных составляющих цепочки создания стоимости;
ñ выбор индивидуального подхода ко всем функциям управления
с точки зрения их уникальности и стратегической важности.
Применение аутсорсинга в сфере управления способствует приближению управления предприятием к модели современного высшего менеджмента. Основными принципамисовременной модели управления являются:
ñ профессионализм;
ñ уникальность;
ñ предпринимательское мышление и творчество;
ñ интернационализм;
ñ социальная ответственность;
ñ культурно-национальные традиции.
Привлечение к управлению экономикой высококвалифицированных специалистов, носителей нового экономического мышления, основанного на этих пяти принципах, выводит экономику предприятия на качественно новый уровень. Практически аутсорсинг формирует качественно новый уровень управления экономикой предприятия и позволяет:
ñ сосредоточить внимание на развитии тех функций управления, которые обеспечивают конкурентоспособность предприятия;
ñ определить основные направления развития предприятия и создать условия для успешной реализации новых проектов;
ñ привлечь к управлению предприятием знания и опыт специалистов высокого класса;
ñ осуществить внедрение современных информационных технологий управления;
ñ сократить расходы на управление;
ñ повысить качество и эффективность управления.
Аутсорсинг функций управления отличается от традиционного консалтинга, так как предполагает ответственность аутсорсера за деятельность предприятия. Аутсорсинг сферы управления охватывает:
ñ финансово-экономическую деятельность предприятия;
ñ разработку и сопровождение проектов организационного развития;
ñ определение стратегических интересов собственника;
ñ проведение стратегического мониторинга;
ñ формирование идеалов развития предприятия;
ñ определение стратегических альтернатив;
ñ обеспечение стратегического выбора;
ñ бизнес-планирование на основе выбранной стратегии;
ñ формирование системы управления реализацией стратегии.
Последние годы во всем мире аутсорсинг функций управления получил широкое внедрение. Наибольший рост аутсорсинговых услуг происходит в сфере финансов и бухгалтерского учёта. Этому способствует, прежде всего, формирование рынка аутсорсинга организационных и финансово-экономических бизнес-процессов на основе современных информационных систем.
Опыт российских предприятий также свидетельствует о расширении использования аутсорсинга сферы управления. Ведь все современные концепции управления, в конечном счёте, направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Современные подходы в управлении основаны на последовательном использовании всех доступных методов и приёмов, которые предлагают концепции: всеобщего менеджмента качества, реинжиниринга бизнес-процессов, построения рациональных «тонких» структур управления, «стройного производства», «бережливого производства», «ресурсосбережения», «управления результативностью предприятия», «управления стоимостью предприятия», управления человеческими ресурсами и другие.
Это требует улучшения существующих технологий, пересмотра и реорганизации процессов, функций и операций, применения новых систем планирования ресурсов, новых информационных технологий, разработки и реализации отдельных мультипроектов, новых систем управления предприятием.
Поэтому аутсорсинг гармонично вписывается во все концепции современного менеджмента: «заниматься тем, что можешь и умеешь делать лучше, чем другие» и «поручать другим то, что они делают лучше и дешевле»[56].
Преобразования, которые происходят в структуре управления экономикой предприятия, должны проявляться в следующих тенденциях:
ñ ориентация на максимально полное удовлетворение потребителей;
ñ применение стратегического подхода в управлении предприятием;
ñ выделение инновационной деятельности в отдельное направление развития предприятия;
ñ построение системы управления знаниями и интеллектуальной собственностью;
ñ построение эффективной системы маркетинга и сбыта;
ñ создание оптимальных сбытовых сетей;
ñ развитие понятия бренда;
ñ переход от функционального принципа управления к процессному управлению;
ñ внедрение всеобщей системы качества;
ñ повышение качества и эффективности бизнес-процессов;
ñ стандартизация и унификация бизнес-процессов;
ñ внедрение реинжиниринга бизнес-процессов;
ñ внедрение эффективных производственных систем;
ñ углубление специализации и кооперирования;
ñ внедрение эффективных систем планирования и управления ресурсами;
ñ внедрение эффективных систем управления человеческими ресурсами;
ñ внедрение информационных технологий;
ñ внедрение эффективных систем планирования, учёта и контроля.
ñ развитие методов функционально-стоимостного анализа и других;
Предприятие, которое на практике развивает идею о передаче на условиях аутсорсинга некоторых функций, может в будущем убедиться, что решение об аутсорсинге приведёт к существенным изменениям всей системы управления предприятием, что не может быть реализовано в «один приём».
Преимущества аутсорсинга функций управления состоят в том, что аутсорсинг постепенно и последовательно обеспечивает предприятию возможность наиболее полно соответствовать требованиям рынка за счёт использования, прежде всего не внутренних, а внешних ресурсов, снижать затраты и повышать эффективность деятельности предприятия, добиваться конкурентных преимуществ на основе современных концепций менеджмента.
Однако при принятии решения об аутсорсинге следует определить, какие реальные выгоды может получить каждый из участников аутсорсинг-проекта, с какими рисками связано принятое решение об аутсорсинге функций управления (рисунок 13)[57].
Рис. 13. Факторы, обуславливающие выбор направлений аутсорсинга функций управления
Аутсорсинг функций управления развивается по следующим направлениям:
ñ инновационный аутсорсинг, выполняющий функции инновационного развития, антикризисного бизнес-управления (поиск инновационных идей, обоснование их внедрения, организация мониторинга инновационной среды);
ñ кадровый аутсорсинг, включающий в себя поиск специалистов для предприятия (включая аутстаффинг);
ñ стратегический аутсорсинг, в рамках которого осуществляется консультационная помощь по вопросам стратегического управления и планирования;
ñ аутсорсинг бизнес-процессов, охватывающий, как стратегические, так и тактические аспекты;
ñ маркетинговый аутсорсинг, способный осуществлять практически все функции, связанные с маркетинговой деятельностью, начиная от прогноза развития рынка и установления позиций предприятия в рыночной среде (при этом он интегрируется со стратегическим управленческим аутсорсингом) и заканчивая узкими, предметными задачами в области продвижения продукции;
ñ инвестиционно-поддерживающий аутсорсинг, связанный с передачей функций в отношении поиска инвестиционных источников, потенциальных инвесторов.
Передача бизнес-функций управления можно рассматривать как полигон для бизнес-тренинга, осуществляемого без отрыва от производства. Такой тренинг способствует повышению квалификации внутренних консультантов и уровня их подготовки к формированию стратегических и тактических управленческих решений, что создаёт дополнительный эффект в процессе использования аутсорсинговых услуг.
Аутсорсинг сферы управлениясвязан с повышением требований к квалификации управляющих, а также с широким использованием информационных технологий управления. Для определения возможностей и основных направлений аутсорсинга функций управления экономикой предприятия необходимы:
ñ концентрация внимания менеджмента предприятия на основных составляющих цепочки создания стоимости;
ñ выбор индивидуального подхода ко всем функциям управления с точки зрения их уникальности и стратегической важности;
ñ сосредоточение внимания на развитии тех функций, которые имеют существенное значение для обеспечения конкурентоспособности;
ñ определение направлений организационного развития и создание условий для успешной реализации новых проектов;
ñ привлечение к управлению предприятием знаний и опыта специалистов высокого класса;
ñ осуществление перехода на современные информационные технологии управления.
Важно отметить, что широкому внедрению аутсорсинга функций управления способствует формирование рынка аутсорсинга организационных и финансово-экономических бизнес-процессов на основе современных информационных систем.