Современная парадигма управления экономикой предприятия

 

Современные экономические отношения постепенно развиваются и, пока ещё медленно. Они сталкиваются постоянно с множеством преград, большинство из которых появилось совершенно неожиданно. Люди с недоверием встречают какие-либо новшества, если они не проверены предшествующим опытом. Неприязнь к новым формам общественной и хозяйственной жизни особенно остра, если они противоречат ранее выработанным стереотипам мышления, если они разрушают накопленные традиции и взгляды. В этом случае оказываются скованными возможности индивидуализации и обособленности. Анализ свойств и особенностей различных форм хозяйствования даёт возможность соединить эти два противоположных направления, и сохранить производственные структуры, развить рыночные отношения.

Современный этап развития экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности, внедрением, хотя и медленно, передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, развитием информационных технологий и коммуникаций, усилением социальных результатов. В таких условиях переход к новым эффективным методам управления не только необходим, но и возможен.

Для большинства предприятий характерно то, что они практически всё время естественным образом находятся в процессе организационных изменений. Их окружает быстро меняющаяся, турбулентная внешняя среда в виде: нестабильной экономики, неразвитого рынка, несовершенной законодательно-правовой базы, разорванных межхозяйственных связей, неразвитой производственной и социальной инфраструктуры, слабой технической и технологической оснащённости, а также непредсказуемых и сложных природно-климатических условий.

В современных условиях массовый рынок раскололся на множество подверженных изменениям мини-рынков, требующих непрерывно расширяющегося диапазона продуктов и услуг, соответствующих требованиям потребителя.

Стремительно начала развиваться сфера услуг, пытаясь совместить несовместимое – производительность и скорость массового производства с пристальным вниманием к конкретному клиенту, его особенностям. Но чем теснее предприятия связаны со своими клиентами, тем больше времени и сил приходится на них тратить, однако тем ниже производительность труда. Непросто обеспечить и высокую прибыльность товаров индивидуализированного характера, в отличие от типовых товаров массового спроса.

В этих условиях необходимы новые научные подходы в управленииэкономикой предприятия, которые позволят ответить на следующие главные вопросы: Как решать проблемы современных хозяйствующих структур? Быстрее? Качественнее? Или все же – эффективнее? Ответ однозначен: в современных условиях работать и управлять необходимо именно эффективнее. Эффективнее управлять – означает реализовывать новшества.

Не обязательно быть пионерами, однако надо быстро перенимать новшества. Если раньше для того, чтобы скопировать чужую новинку (продукт, услугу) требовалось несколько лет, сейчас это делается за 5-6 месяцев, а в более динамичных отраслях – за несколько недель или даже дней. Следует понимать, когда каждое предприятие знает, что делают другие – и даже, если ему удалось вырваться вперёд, через некоторое время конкуренты всё равно его настигнут. Сегодня только те предприятия, которые способны быстро выводить свою продукцию на рынок, могут обеспечить конкурентные преимущества.

В последнее время большинство собственников и руководителей всё чаще приходят к выводу, что нет универсальных критериев и показателей успешной деятельности предприятий. Не определяют успешность предприятия в современных условиях, тем более в долгосрочной перспективе даже такие показатели как «прибыльность», «рентабельность», «широкий ассортимент», «качество персонала», «количество клиентов», «качество их обслуживания» и «доля рынка». При этом каждая группа заинтересованных лиц имеет свои критерии оценки деятельности предприятия.

Необходимо учитывать следующие критерии оценки деятельности предприятий со стороны различных заинтересованных групп лиц: современные потребители хотят получить товары и услуги более высокого качества, а также дополнительные услуги и удобства, ориентированные на потребителя, возможность возврата и гарантии – и всё это по более низкой цене. При этом работники предприятий хотят иметь творческую работу и достойную оплату собственного труда, что является острой проблемой в экономике страны. Инвесторы хотят видеть отдачу от инвестиций; партнёры хотят, чтобы предприятия учитывали и их выгоду. Акционеры рассчитывают на дивиденды.

В условиях развитых рыночных отношений руководители предприятий сами решают, какие требования акционеров, инвесторов, покупателей, сотрудников, партнёров и в какой мере они смогут их выполнить, обеспечивая функционирование и развитие своих предпринимательских структур.

Важно просчитывать, что даёт предприятию каждый сегмент рынка, отдельный клиент, товар, канал сбыта и регион – чтобы сосредоточить усилия на наиболее выгодных клиентах, товарах и каналах. В этих условиях важно учитывать региональные особенности развития всех отраслей.

Необходимо постоянно отслеживать множество разнообразных параметров, динамически расставляя приоритеты:

 

ñ урегулировать отношения с акционерами;

ñ приступить к созданию нового продукта;

ñ мотивировать персонал;

ñ достойно ответить на поведение конкурентов и новые пожелания клиентов.

Данные приоритеты должны быть заложены в основу формирования эффективной системы управления экономикой предприятий и организаций.

Отечественная экономика уже вышла из этапа экстенсивного развития, когда с увеличением объёмов пропорционально увеличивалась результативность. У многих предприятий наступил момент, когда развиваться стало бессмысленно: «объёмы растут, а прибыль не увеличивается». Причиной такого положения является, прежде всего, отсутствие отлаженной системы управления, которая должна основываться на стратегическом, инновационном, ресурсном, проектном подходах. Следствие – постоянная колоссальная нагрузка на собственников и менеджеров, принятие неэффективных управленческих решений.

Однако именно наличие гибкой системы управления не только снижает нагрузку на руководителей, но и обеспечивает конкурентоспособность предприятия, его динамичный устойчивый рост, позволяет извлекать выгоды из нестабильной экономической ситуации. При этом очередной кризис для таких предприятий должен стать своеобразной стартовой площадкой для нового роста.

Управление новой системой ведения хозяйства на предприятиях должно учитывать специфику развития рыночных отношений, дальнейшего развития различных форм собственности и хозяйствования, становления новых форм производства и сервисного обслуживания, изменения роли главного фактора производства – человека, а также специфику и особенности всех отраслей экономики. Возрождение экономики страны возможно только на основе эффективного проведения в жизни хозяйств и предприятий, инновационных по характеру изменений и совершенствования управления предприятиями. В современных условиях предприятие из производящего субъекта становится хозяйствующим субъектом, поскольку средства производства принадлежат ему. Хозяйствование направлено не только на создание продукта, но и на использование возможности произвести товар, пользующийся спросом на рынке, а также прибыльно его реализовать.

Глав­ными це­лями пред­при­ятий на пер­спек­тиву должны стать: ис­сле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки, новая продукция, новая технология, новая техника, до­ля рын­ка, по­треб­но­сти в фи­нан­со­вых сред­ст­вах, ка­пи­таль­ные вло­же­ния, про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­сти, ор­га­ни­за­ци­он­ная культура и струк­ту­ра, производственная и социальная инфраструктура.

Именно эти факторы обусловливают необходимость применения аутсорсинга на предприятиях.