Аутсорсинг бизнес-процессов и его методология
Аутсорсинг бизнес-процессов представляет передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для предприятия основными, бизнес образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы такие, как управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. На рисунке 9 показана структура бизнес-процессов предприятия с учётом аутсорсинга и без него. Так, без аутсорсинга 50-60% от общего числа бизнес-процессов предприятия приходится на административно-хозяйственные. Использование аутсорсинга позволяет увеличить долю стратегических процессов в компании[38].
Рис. 9. Структура бизнес-процессов предприятия
Аутсорсинг – это организационно-экономическое решение о выделении непрофильных бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании стороннему подрядчику, способствующее прозрачности бизнес-процессов, повышению инвестиционной привлекательности и соответственно, повышению конкурентоспособности бизнеса в целом[39].
Любая не основная функции в настоящее время может быть передана специализированным компаниям: управление кадрами, логистика, бухгалтерия и даже сборочное производство. Но на аутсорсинг не передаются те функции, в которых предполагаются инновации (рисунок 10)[40].
Рис. 10. Классификация сервисных операций по близости к основной деятельности и уровню ноу-хау
Аутсорсинг бизнес-процессов является необычайно динамично развивающимся видом, причём наибольший рост проявляет аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учёта.
Как правило, принятию решения об аутсорсинге предшествует точный и достаточно глубокий анализ бизнес-процессов. Анализ бизнес-процесса осуществляется в основном по двум направлениям:
ñ анализ результативности процесса;
ñ анализ эффективности процесса.
Анализ результативности проводится в основном по показателям качества продукта и степени удовлетворенности клиента. Анализ же эффективности процесса определяется по показателям времени прохождения процесса и его этапов, по стоимости процесса и его отдельных операций.
При анализе бизнес-процесса могут быть выявлены следующие недостатки:
ñ несоответствие результата процесса требованиям его потребителя;
ñ неэффективные затраты ресурсов;
ñ чрезмерная длительность процесса;
ñ дублирование функций различных организационных единиц;
ñ дублирование или отсутствие ответственности;
ñ неиспользуемые выходы;
ñ лишние или недостающие связи между исполнителями;
ñ лишние или недостающие (неполные) документы и информация;
ñ разрывы, несогласованность работы по этапам.
На основе проведённого анализа разрабатывается система мероприятий по их устранению. В процессе анализа могут быть выявлены такие несоответствия:
ñ процесс подготовки и производства нового вида продукции не предусматривает полной оценки эффекта от выпуска нового вида продукции;
ñ отсутствие информационной обеспеченности в области оценки потенциальной доли рынка данного вида продукции;
ñ отсутствие информации о потребностях потенциального потребителя в отношении условий доставки, упаковки, технических характеристик нового вида продукции;
ñ квалификация персонала не соответствует занимаемым должностям.
Как правило, оценивается компетентность, ответственность, полномочия и качество исполнения работ подразделением в рамках бизнес-процесса. Важно определить, какие подразделения участвуют в том или ином процессе; оценить вклад того или иного подразделения в интересующий процесс; целесообразность выполнения тех или иных операций тем или иным подразделением; оценить ответственность каждого подразделения за процесс в целом и конкретную операцию; оценить целесообразность распределения ответственности. В результате чего необходимо сделать соответствующие выводы и разработать план мероприятий, направленных на устранение несоответствий или принять решение об аутсорсинге.На основе проведённого анализа следует:
ñ определить требования к процессу;
ñ сформировать альтернативные сценарии, которые должны привести к необходимому результату;
ñ оценить альтернативные варианты с точки зрения требуемых параметров результативности и эффективности.
Затем осуществляется утверждение, моделирование и документирование бизнес-процесса. На основании изложенного выше, важно отметить, что модели принятия управленческого решения об аутсорсинге строятся по принципу процессного подхода к управлению. Бизнес-процессы в совокупности представляют собой сценарии: сценарий продаж, снабжения, планирования, бухгалтерской отчётности, производства, финансовой деятельности и другие.
Аутсорсинг бизнес-процессов– эторезультат развития современного предпринимательства в целом. По мнению западных аналитиков, эволюция партнёрских взаимоотношений в условиях «рынка потребителя» может характеризоваться тремя группами факторов:
ñ технологические (партнёрство в сфере совершенствования качества продукции и снижения затрат);
ñ процессные (партнёрство в сфере совершенствования процессов создания стоимости);
ñ предпринимательские (партнёрство в сфере реорганизации предприятия или рынка).
Изменение конфигурации бизнес-системы является следствием изменения роли партнёра-аутсорсера в результате формирования новых, комплексных предложений на рынке услуг IT-аутсорсинга, что связано с возрастанием роли информации в развитиисовременного бизнеса.
Качественно новый подход к организации деятельности предприятия на основе аутсорсинга бизнес-процессов и то влияние, которое он уже сегодня оказывает на глобальный рынок, позволили говорить об аутсорсинге бизнес-процессов как о самостоятельной форме аутсорсинга.
В России аутсорсинг бизнес-процессов, несмотря на своё быстрое развитие, ещё не очень распространен. Однако полный аутсорсинг бизнес-процессов постепенно становится обычным делом для крупных международных компаний. Будет появляться всё больше поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач.
В частности, Институт аутсорсинга (Outsourcing Institute,США) объединяет все виды услуг аутсорсинга в две группы:
ñ аутсорсинг бизнес-процессов;
ñ IТ-аутсорсинг[41].
Такой подход объясняется формированием рынка услуг аутсорсинга со стороны крупных поставщиков. Действительно, рынок услуг аутсорсинга эволюционирует в сторону расширения компетенции аутсорсеров: от простой специализации в определенной области до полной поддержки всей коммерческой деятельности клиента высокотехнологичными решениями на основе самых совершенных программных и технических средств.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте понятия бизнес-процесс, владелец бизнес-процесса, показатели бизнес-процесса, показатели эффективности бизнес-процесса, сеть бизнес-процессов предприятия.
2. Приведите классификацию бизнес-процессов.
3. Дайте характеристику современным системам управления бизнес-процессами.
4. Раскройте сущность аутсорсинга бизнес-процессов.
5. Обоснуйте причины использования аутсорсинга бизнес-процессов.
6. Дайте характеристикуPIQS (Process Integrated Quality System) – системы менеджмента качества, интегрированной с бизнес-процессами.
7. Опишите МС ИСО серии 9000 версии 2000, регламентирующие требования к системам менеджмента качества.
8. Обоснуйте преимущества полного аутсорсинга бизнес-процессов.
9. Опишите методологию анализа бизнес-процессов.