Аутсорсинг сферы основного производства
Аутсорсинг сферы основного производства представляет собой стратегическое решение, направленное на глобальную интеграцию предприятия в национальную и/или транснациональную производственную сеть[23]. Принятие такого решения связано с серьёзными последствиями для предприятия.
На степень аутсорсинга основных производственных функций и форму организации взаимоотношений с аутсорсерами могут влиять различные факторы:
ñ уровень развития и жизненный цикл отрасли;
ñ уровень развития и жизненный цикл самого предприятия и отдельных продуктов;
ñ доступность источников внутренних и внешних ресурсов;
ñ эффективность использования ресурсов;
ñ наличие внутренних резервов и внешних возможностей;
ñ особенности конкурентной среды.
По своей сути аутсорсинг сферы основного производства – это принцип организации деятельности всех промышленных транснациональных компаний. В транснациональных компаниях работает более 70 млн. сотрудников, то есть каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. В среднем крупнейшие транснациональные компании осуществляют свою деятельность в 29 странах, при этом численность персонала иностранных филиалов ТНК уже достигла свыше 45,6 млн. человек. Количество сотрудников иностранных филиалов постоянно возрастает в результате перенесения производства в другие страны, при этом общее количество работников материнских компаний практически не меняется[24].
Безусловно, одним из наиболее показательных примеров глобализации и транснационализации промышленности является мировое автомобилестроение. В настоящее время крупные компании – лидеры автомобилестроения демонстрируют самые передовые технологии производства и менеджмента. Современный автомобильный бизнес базируется на бизнес-функциональной специализации и бизнес-интеграции производителей, реструктуризации организационно-экономических отношений между ними, аутсорсинге основного и вспомогательного производства и разветвленных дилерских сетях. Степень аутсорсинга основных производственных функций определяется показателем «индекс аутсорсинга» и составляет в автомобильной индустрии до 90% (для мировых производителей высокотехнологичной продукции – от 30 до 100%).
Аутсорсингу функций основного производства способствует:
ñ стандартизация бизнес-процессов;
ñ глобальная сертификация производителей-аутсорсеров;
ñ разработка и массовое производство продуктов модульного (открытого) порядка.
Анализ данных, отражённых в отчётах крупных аутсорсинговых компаний показывает, что мировые автопроизводители опираются на разветвленную сеть аутсорсеров – дочерних предприятий и независимых субконтракторов, а также на не менее разветвлённые дилерские структуры.
Мировая автомобильная промышленность представляет собой результат практической реализации аутсорсинга как высокой технологии менеджмента.
Важнейшими тенденциями современного этапа организационно-экономического развития мировой автомобильной промышленности являются:
ñ ускоряющаяся и углубляющаяся глобализация отрасли и транснационализация автопроизводителей;
ñ консолидация автомобильных производств с целью получения доступа на новые рынки, позиционирования в новых сегментах;
ñ снижение базовых издержек путем устранения дублирования активов, оптимизации издержек на НИОКР, структуры производственных мощностей, а также сетей контрагентов;
ñ унификация производств через сокращение автомобильных платформ;
ñ реорганизация бизнес-систем автомобильных ТНК посредством реструктуризации организационно-экономических отношений между участниками всей цепочки формирования стоимости и, в первую очередь, с поставщиками комплектующих[25].
Вышесказанное позволяет определить основные стратегические приоритеты для развития российской автомобильной промышленности:
ñ аутсорсинг сферы производства;
ñ использование ресурсов глобальной сети производителей комплектующих вместе с развитием производства комплектующих внутри страны;
ñ возможности интеграции в глобальную производственную инфраструктуру.
Другим примером аутсорсинга сферы основного производства является деятельность современных производителей бытовой электроники и компьютеров.
Опыт развития промышленного аутсорсинга в России и за рубежом показывает, что крупнейшие компании-поставщики услуг аутсорсинга выросли из малого бизнеса.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно перспективно. В российских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.
Использование производственного аутсорсинга позволит:
ñ добиться повышения эффективности деятельности компаний без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии, в том числе информационные;
ñ сфокусироваться на приоритетных направлениях;
ñ облегчить российским компаниям выход на мировой рынок;
ñ достойно конкурировать на мировом рынке.
Успех современного бизнеса непосредственно связан с преодолением негативных факторов, препятствующих формированию открытого рынка в условиях экономической глобализации, таких, как:
ñ монополизация отдельных отраслей и секторов рынка;
ñ несогласованность культур и другие социальные факторы;
ñ экологические факторы;
ñ моральные факторы (жадность или стремление к накоплению прибыли в ущерб экономическому и социальному развитию);
ñ отдельные субъективные факторы (например, внутреннее сопротивление преобразованиям или, напротив, форсирование экономических преобразований).