Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений

(закон меры)

 

Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые нахо­дятся в единстве.

Качество можно охарактеризовать как такую опреде­ленность вещи (явления, процесса), которая непосред­ственно тождественна (совпадает) с самим ее существо­ванием (бытием) как целого. Это значит, что качество непосредственно связано с самим существованием пред­мета. До тех пор пока предмет обладает такими-то каче­ствами он остается тем, что он есть. Именно качество делает вещь этой определенной вещью и в этой опреде­ленности отличает ее от других вещей.

Основанием ка­чественной определенности выступает состав и структу­ра вещи, явления, процесса, изменение которых приводит к изменению их качеств и свойств. Ввиду того, что каче­ственная определенность тождественна с существовани­ем предмета как целого, качество выражает, с одной сто­роны, единство составляющих его элементов и структуры, т. е. целостность; а с другой — границы существования данной вещи, ее конечность.

Качества проявляются в многообразных свойствах. Свойство выражает определенные качества вещи в ее отношении с другими вещами. В свойствах качества вы­ступают внутренней стороной, определяющей специфи­ку данного конкретного взаимодействия предметов. Так, например, свойства стула быть неудобным для сидения определяются не только тем, для кого этот стул предназ­начен, как и где он стоит и т. п., но и в силу своих конст­руктивных особенностей, т.е. качеств (сломанной ножки, отсутствия каких-либо деталей). Таким образом, посколь­ку отношение между двумя вещами не принадлежит толь­ко одной из них, постольку к свойствам данной вещи относится лишь то, что в самом этом отношении двух вещей показывает и сохраняет себя как собственная опре­деленность данной конкретной вещи.

Качеству противоположно количество. Количество — это определенность вещи, которая непосредственно не тожде­ственна (не совпадает) с самим ее существованием (быти­ем) как данной определенной вещи. Изменения количества кажутся безразличными к существованию предмета. Стул, маленький или большой, остается стулом. Железный шар, если изменить только его размеры, остается железным и круглым телом, т.е. остается тем, что он есть в своей каче­ственной определенности. Противоположность количества качеству выражается в том, что количественная определен­ность основана на отрицании качественной специфики. Но это отрицание не есть отрицание вообще всякой определен­ности, а только специфической, отличительной определен­ности в данном количественном отношении. Поэтому, например, в измерении количества отвлекаются от каче­ственной специфики предмета, приравнивая друг к другу качествен­но различные вещи. Так, например, кусок железа и кусок сахара как физические тела имеют определенные общие для них физические качества, скажем, такое, как тяжесть. Для того чтобы измерить количественное отношение же­леза и сахара, мы должны отвлечься от качественной спе­цифики и железа, и сахара, т.е. от того, в чем они отли­чаются друг от друга. В таком случае и железо, и сахар выступят по отношению друг к другу как нечто каче­ственно однородное (как тяжесть и тяжесть), но количе­ственно различное. Таким образом, количество является выражением качественной однородности вещей, их подо­бия или сходства в каком-либо отношении.

Взаимосвязь (единство) количества и качества. Единство количественной и качественной определен­ности особенно отчетливо выступает в процессе измене­ния этих различных, но взаимосвязанных сторон. Все процессы развития, происходящие в природе, в обществен­ной жизни и в познании протекают в двух основных формах: количественной (непрерывной, эволюционной) и качественной (прерывной, скачкообразной). Эти две формы находятся в тесной взаимосвязи.

Количественные изменения порождают количествен­ные различия и могут иметь бесконечное число градаций, оттенков, степеней тождества качественной определенно­сти предмета с его бытием. Может показаться, что здесь нет никаких границ, никакого предела. Конечно, мысленно можно предста­вить бесконечное количество одних и тех же предметов различной величины. Но это только в представлении. В действительности каждая конкретная вещь, явление, процесс и т.п. имеют свой предел, свою меру, свое специфическое «сколько», свои количественные границы существования определенных качеств. Поскольку качество имеет свое основание в составе и структуре вещи, следовательно, в ней же самой оно имеет и свой предел. Вещь не может быть уменьшена или стать меньше своих элементарных частей. Скажем, железный шар не может быть уменьшен до размеров равных или даже соизмеримых с атомами железа. Точно так же и увеличение имеет свой предел, определяемый внутренним соотношением, взаимосвязью и взаимодействием составляющих его элементов. Этим объясняется то, что количественные изменения, с одной стороны, образуют некоторый непрерывный ряд после­довательных изменений, прежде чем они порождают не­что качественно иное; а с другой — они с необходимостью прерываются, достигая определенного пункта (предела). Количественные изменения, когда они идут в одном направлении, т.е. последовательно нарастают, увеличи­ваются или уменьшаются, сначала не затрагивают каче­ственной стороны предмета, поэтому кажутся безразлич­ными ей. Однако изменения количества, накапливаемые постепенно, в конце концов, достигают того момента, когда они в своей совокупности ведут к быстрому превраще­нию качественной стороны предмета. Это быстрое, в срав­нении с предшествующей постепенностью, превращение количественных изменений в качественное различие на­зывается скачком.

Подведем итоги.

Закон количественных и качественных изменений по­казывает, что процесс развития представляет собой взаи­мосвязь количественной и качественной сторон предмета и характеризуется непрерывностью и прерывностью, по­степенностью и скачками, эволюционными и революци­онными изменениями. Этот закон объясняет, почему, в силу каких причин и как происходит смена качественной опре­деленности в результате последовательных изменений в количественной стороне предмета, вещи, явления и т. п. Развитие в свете этого закона выступает как закономер­ный процесс перехода от качества к качеству, от старого качества к новому качеству.