Категория бытия, ее смысл и специфика. Формы бытия
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и целого направления.
Категория бытия – одна из важнейших в философии. Учение о бытии (онтология) является составной часть любой философской системы.
В логике анализ различных форм суждения начинается с исследования суждений наличного бытия («солнце есть на небе», «человек есть разумное существо», «тело есть протяженное», «роза есть красная» и т.п.). Связка «есть», выражающая присущность тех или иных признаков какому-либо предмету – необходимая составляющая суждений. Она выражает универсальную характеристику вещи, предмета, явления, процесса – «быть» или «не быть», «быть в том или ином качестве» или «не быть в таком-то качестве».
В философии категория бытия обозначает, во-первых, существование вообще (как таковое); во-вторых, существование в определенной форме или в определенном качестве.
В самом общем значении обладать бытием – значит существовать. В этом смысле бытие – все, что существует каким-либо образом. Например, небо существует, цветы существуют, я существую, моя мысль существует, мои чувства существуют – все это есть определенное бытие. Разумеется, здесь мы отвлекаемся от критерия бытия (существования). Понятию «бытие» противоположно понятие «не-бытие». Все, что не существует, не существует здесь и теперь или уже прекратило свое существование имеет значение не-бытия.
Бытие и небытие не только противоположные, но и взаимосвязанные категории. Бытие отрицает свое иное, т.е. не-бытие, и, вместе с тем, предполагает его как свою противоположность.
Все вещи существуют и прекращают свое существование, не существуют и обретают бытие. На философском языке эти превращения противоположностей можно выразить довольно просто: бытие переходит в не-бытие, не-бытие становится бытием. Превращение бытия и небытия есть процесс становления, которое выступает в двух формах: возникновения и исчезновения, в котором бытие и не-бытие порождают друг друга.
Классифицируя все многообразие форм бытия, можно подразделить его на следующие формы:
1) Абсолютное бытие (необусловленное ничем, бесконечное, непреходящее, вечное) и относительное бытие (обусловленное, конечное, преходящее, временное).
2) Реальное бытие или реальность (все, что существует в действительности, а не только в представлении субъекта) и нереальное бытие (все, что существует только представлении субъекта, но чего нет в действительности);
3) Объективное бытие (все, что существует как объект, независимо от сознания воспринимающего субъекта) и субъективное бытие (все, что зависит от субъекта, его сознания);
4) Материальное бытие (природа, материя) и бытие идеальное (дух, сознание, мышление);