Всегда ли нравственна мораль Христа?

Возьмем еще раз то высказывание Иисуса, которое так красиво растолковал Толстой:

"А я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему "рака" — подлежит синедриону; а кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной".

(Матфей, V, 22)

И даже не обратим внимания на дивное "напрасно" — по­смот­рим на общую интонацию. Я понимаю, что здесь Христос заботился о культуре человеческих чувств и поступков, но его решение в более простых формулировках оказывается чем-то типа "Люди должны быть терпимы и милосердны. А кто будет немилосерден, того я убью".

· Вспоминаю нечто схожее: милая девушка с горящими глазами говорила о ценностях любви, но стоило кому-то по поводу необходимости "любить всегда и всех" ей возразить, как она испепелила его ненавистью...

Чтобы не показалось, что обсуждаемое положение для Христа случайно и нехарактерно, приведу его же аналогичное: "А если не будете прощать людям прегрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матфей, VI, 15).

· Как заметил еще Ницше, данное высказывание компрометирует в первую очередь вышеназванного Отца.

Христовы проповеди, к сожалению, вполне в духе того жестокого времени наполнены (а местами и переполнены) угрозами. Совершенно рядовое:

"А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом моим Небесным".

(Матфей, X, 33)

Это — угроза, а словосочетание "отрекусь перед Отцом", надо понимать, означает "не стану защищать"? А от кого и почему надо защищать? От Бога-Отца, который есть Любовь?

· Отрекаться, конечно, нехорошо, но Иисус собирается реагировать на это весьма жестко. Снова "око за око, зуб за зуб”?

А представьте, что в Евангелии было бы:

"А кто отречется от Меня перед людьми, то прощу его Я, ибо слаб он оказался. И попрошу Отца своего, чтобы дал Он больше сил и разумения этому человеку".

Какие слова Христа звучат более по-христиански? Но этих слов в Тексте нет...

А вот, кажется, и разгадка, как и почему в Христе уживаются одновременно и мягкое всепрощение, и огненная непримиримость:

"Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем".

(Матфей, XII, 31—32)

Оказывается, в мире Христа есть две очень разные морали. Мораль "горизонтальная", касающаяся взаимоотношений между людьми, и мораль "вертикальная", касающаяся взаимо­отношений людей и Бога. В целом все-таки добра (а подчас прекрасна) мораль горизонтальная — воистину Христова! Но вертикальная... В этой области живут нетерпимость, проклятия, смерть...

· Ради людей — людей убивать нельзя, смотри заповеди. А ради Бога — можно, просто ради Бога!

Известно, что в свое время Бог Иегова требовал от своего возлюбленного народа человеческих жертв, например первенца в семье (Исход, 22, 29). Позже он себе такие блюда в меню не включал — а если потребует?

· В этом нет ничего невозможного. Во-первых, пути Господни неиспо­ведимы, а во-вторых, Авраам с этим как раз и столкнулся.