Гнев неоправдан — всегда
Вы прочтете:
"Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему "рака" — подлежит синедриону; а кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной".
(Матфей, V, 22)
Стоящее здесь слово "напрасно" оказывается главным, ключевым, ибо делает все высказывание скользким и удивительно удобным для употребления в любую сторону. Ну так вот, слова "напрасно" в текстах Евангелия до V века нет... Нет!!! Для удобства его приписали позже!
· Так хочется увидеть эту компанию, которая, примерив Текст к себе и увидев несоответствие, решила подредактировать, но не себя, а Евангелие...
А ведь Христос говорил, что любой гнев неоправдан. Люди придумывают оправдания для гнева, а Христос все оправдания отвергает. Одно из самых распространенных оправданий у людей своего гнева — убеждение, что другой "пропащий или безумный человек", а Христос на это заповедует: никогда не говори и не делай так.
· Странное непереведенное еврейское слово "рака" означает просто-напросто человека, которого не следует считать за человека. Рака — значит человек пропащий, человек—пустое место.
И тогда заповедь Христа звучит так: живи в мире со всеми людьми, не злись, не бранись и не ругайся. Не смей кого-либо считать дураком или пустым местом и никогда не оправдывай этим свои бранные слова. Твой гнев — всегда неоправдан.
· А тот, кто свой гнев прикрывает словом "справедливый", имеет полное право на него — но не на звание христианина.
О суде
"Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены".
(Лука, VI, 37)
Эту фразу каждый из нас слышал много десятков раз. И не понимал. Оказывается, это не о бытовом злословии.
· Хотя возможно, что применимо и к злословию. Но точный, буквальный смысл — вовсе не о злословии, а о судебном осуждении, о приговоре.
Действительно, вы никогда не задумывались, как нравственная идея христианства соотносится с законнической идеей судопроизводства?
Еще раз цитирую Христово: “Не противьтесь злу”. Цель судов же — противиться злому. Христос предписывает: делать добро за зло. Суды воздают злом за зло. Христос говорит: не разбирать добрых и злых. Суды только то и делают, что этот разбор. Христос говорит: прощать всем. Прощать не раз, не семь раз, а без конца. Любить врагов. Делать добро ненавидящим нас. Суды же не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло тем, которых они называют врагами общества...
Может быть, вы убеждены, что суды — это хорошо, по крайней мере необходимо. Возможно, я соглашусь с вами. Проблема только в том, что в Евангелии Христос выражает противоположное мнение. Он — против судов. И написано это прямо в Евангелии, если не искажать текст самым грубым образом.
"Судите" и "осуждайте" в греческом подлиннике Луки передано словами "crinw[8]" и "catadicazw". Так вот, слово "crinw", имея много различных значений, часто употребляется в значении "приговаривать по суду" и даже "казнить", но никогда не имеет значения "злословить". А слово "catadicazw" вообще никогда не имеет никакого другого значения, как только "приговаривать по суду к наказанию" или "казнить".
· Следовательно, читатели Святого канонического Евангелия пребывают в грубом обмане.
Первые христиане соответственно категорически отрицали суд — то есть месть, называемую человеческим правосудием. Современные же христиане начинают судебные процедуры с того, что клянутся на Евангелии — то есть на книге, которая прямо запрещает это.
· Собственно, каждый может не соглашаться с программой, предложенной Иисусом Христом. Лично у меня, повторю, она вызывает массу сомнений. Но если вы не согласны с ней — зачем тогда называть себя христианином?..