Кодирование

Чем выше у человека социальный статус, тем меньше у него потребность прибегать к «эзопову языку», т.е. использовать изощренные способы кодирования своих высказываний.

От людей с высоким социальным статусом ожидают прямолинейных, отчетливо сформулированных суждений и высказываний. Вот почему речь высокостатусных людей воспринимается как самоуверенная, безапелляционная, напористая, даже грубая.

Люди с низким статусом или самооценкой (неуверенные, тревожные) не могут позволить себе такую роскошь, как прямое, открытое суждение.

Разного рода социопаты: льстецы, лжецы, подхалимы, авторитарные личности, манипуляторы используют сложное кодирование в зависимости от ситуаций.

Речевое табу

Темы, подвергавшиеся в разговоре табуации, в основном касались сакральных вещей и явлений (латинское sacer – означает одновременно как самое священное, возвышенное, так и самое низкое, грязное, постыдное, проклятое).

С момента распространения «протестантской этики» (М. Вебер), проще говоря со времени установления капиталистических отношений в западном обществе, а с недавних пор и в России, «не принято» напрямую интересоваться размерами, а главное, источниками чужих доходов.

Еще одна «табуированная тема», которую не принято обсуждать во всех современных обществах, - это сексуальные отношения. Фрейд утверждает, что психика подчиняется универсальным, природным физическим законам, и сила противодействия в ней равна силе действия.

Сказать в словах, выразить нечто в языке – значит допустить это в сознание. А пока что-то не названо своим именем, оно как бы и не существует вовсе. Этот сложный психический паттерн З. Фрейд называет механизмом защиты посредством вытеснения и отрицания.