Виды общения

Формальное общение – «Контакт масок», когда отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника.

Светское общение, суть которого заключается в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки, интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.

 

Технология общения

Каждый акт общения состоит из цепи взаимосвязанных коммуникативных действий:

·Входа субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

·Ориентации в коммуникативной ситуации;

· Постановки коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения;

· Оценки эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера;

· Коммуникативного воздействия субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера;

· Оценки субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие;

· Стимулирования «ответного хода» субъекта-партнера;

· «ответного хода» субъекта-партнера по общению.