ОБЪЕКТИВНЫЙ 453

внешне данное и противостоящее ему есть дух. Чело­век подчиняет себе природу, нравственно и политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и погружается в скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. Па этом пути приобретается действит. индивидуальность, тождественная нар. духу. О. д. проходит три стадии развития. На нерпой стадии О. д. реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет её стадия морали как права субъективной сознат. воли. Синтезом этих стадий яв­ляется нравственность, реализующаяся в семье, гражд. обществе и гос-ве. Поскольку в нравственности совпа­дают правовое и моральное, она становится высшей формой О. д. Вершина нравственности — соответст­вующее своему понятию гос-во — синтезируя субъек­тивное и объективное в нар. духе, может стать носи­телем абсолютного духа, т. е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции абсолютной идеи.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ,одна из осн. разно­видностей идеализма; в отличие от субъективного идеа­лизма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «миро­вой разум» и т. п.). См. Идеализм.

ОБЪЯСНЕНИЕ,функция науч. познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посред­ством постижения закона, к-рому подчиняется данный объект, либо путём установления тех связей и отноше­ний, к-рые определяют его существ. черты. О. пред­полагает описание объекта (подлежащего объяснению) и анализ последнего в контексте его связей, отношений и зависимостей. В структуре О. как познават. проце­дуры различают след. элементы: исходное знание об объ­екте; знание, используемое в качестве условия и сред­ства О. (основания О.); познават. действия, связанные с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая форма науч. О. — объяс­нение на основе теоретич. законов, связанное с осмыс­лением объясняемого объекта в системе теоретич. зна­ния. В науке широко используется форма О., заключаю­щаяся в установлении причинных, генетич., функцио­нальных и др. связей между объясняемым объектом и рядом условий, фа: торов и обстоятельств (напр., О. резкого увеличения численности населения в эпоху неолита переходом к земледелию). Основанием в таких О. выступают общие категориальные схемы, отражаю­щие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным пунктом развития представления об объекте в теоретич. понятие (см. Эмпирическое и теоретическое).

Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний, к-рые используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в пауке не сводятся к простому подведению объекта под тот или иной закон (схему), а предполагают введение промежу­точных компонентов знания и уточнение условий и предпосылок. Т. о., решение объяснит. задач — важ­нейший стимул развития науч. знания и его концепту­ального аппарата. О. служат основой разработки кри­териев и оценок адекватности знаний его объекту. Так, напр., осуществлённые К. Марксом в «Капитале» ана­лиз и науч. О. механизма функционирования и развития капиталистич. обществ.-экономич. формации знамено­вали собой превращение гипотезы материалистич. по­нимания истории в научно доказанное положение (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 1, с. 139-40).

Органически связанное с предсказанием (предвиде­нием), О. образует вместе с последним единую объясни-тельно-предсказат. функцию науч. исследования. • Никитин Е. П., О.— функция науки, Μ., 1970; Руза-вин Г. II., Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М., 1978, гл. 8; Ю д и н Б. Г., О. и понимание в науч. познании, «ВФ». 1980, № 9. ,