НАУЧНАЯ 407

Диалектич. материализм и еетеств.-науч. картина мира, К., 1976; Мостепаненко А. М., Методологич. и филос. проб­лемы совр. физики, Л., 1977.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,корен­ное, качеств. преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произ-ва.

В ходе Н.-т.р., начало к-рой относится к сер. 40-х гг. 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в неиосредств. производит. силу. Н.-т. р. изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производит. сил, обществ. разделе­ния труда, отраслевую и проф. структуру общества, ве­дёт к быстрому росту производительности труда, ока­зывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоот­ношение общества с природой.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеч. ис­тории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явле­ние, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистич. и капиталистич. странах принципиаль­но различны.

Н.-т. р.— длит. процесс, к-рый имеет две гл. предпо­сылки — научно-техническую и социальную. Важ­нейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 — нач. 20 вв., в результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот пере­ворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в ес­тествознании» (см. ПСС, т. 18, с. 264). Она началась от­крытием электрона, радия, превращения химич. эле­ментов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую оче­редь под влиянием применения электричества в пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Иссле­дования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. гос-ва орга­низовать в рамках крупного нац. науч.-технич. проекта согласованное взаимодействие науки и пром-сти. Это послужило школой для осуществления последующих общенац. научно-технических исследовательских про­грамм.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа ис­следовательских учреждений. Науч. деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влияни­ем успехов СССР в изучении космоса и сов. опыта ор­ганизации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегос. органов планирования и управления науч. деятельностью. Усилились непо-средств. связи между науч. и технич. разработками, ускорилось использование науч. достижений в произ-ве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в науч. исследованиях, произ-ве, а затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие симво­лом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепен­ной передачи машине выполнения элементарных ло-гич. функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации произ-ва и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяю­щий положение и роль человека в процессе производ­ства.

На совр. этапе своего развития Н.-т. р. характеризует­ся след. осн. чертами. 1) Превращением науки в непо-средств. производит. силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и произ-ве, усиления вза­имодействия между ними и сокращения сроков от рож-