КРИТИКА

времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все «феномены», подчинённые субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают подлинного знания об объектах, или «еещах в себе». Последние он объявляет непознаваемы­ми. Априорный характер Кант приписывает всем формам познания. В «Трансцендентальной аналитике» рассматривается рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувств. представ­лений посредством априорных понятий — категорий. В основе способности объединять представления лежит «первоначально-синтетич. единство апперцепции». «Под­ведение» эмпирич. созерцаний под категории осуществ­ляется с помощью способности суждения, или продук­тивной способности воображения. В «Аналитике осно­воположений» рассмотрены общие методологич. прин­ципы и требования науч. познания (принцип каузаль­ности, идея субстанции и др.), к-рые определяют условия и границы «возможного опыта». В «Трансцен­дентальной диалектике» исследуется разум, требую­щий абс. завершённости опыта, и даётся критика его иллюзий и ошибочных заключений (паралогизм, ан­тиномии, идеал), в к-рые он впадает, отрываясь от чувств. основания познания и стремясь к познанию сверхчувственного — души, мира как целого и бога. Кант далёк от однозначно отрицат. оценки заблужде­ний разума и его антиномичности — он видит в этом проявление стремления к неогранич. расширению зна­ния. Идеи разума имеют для естествознания регуля­тивное, направляющее значение. Учение об априор­ных, рацион. структурах и диалектике разума состав­ляет, по Канту, подлинный предмет философии. В «Трансцендентальном учении о методе» определяют­ся методы критич. филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их достижения, рассматри­вается система предметов чистого разума (сущее и долж­ное) и знаний о них (метафизика природы и нравствен­ности), а также его архитектоника. Краткое изло­жение «К. ч. р.» содержится в «Пролегоменах» (1783). Рус. пер. М. Владиславлева (1867), И. М. Соколова (в. 1—2, 1896—97, 19022), Н. Лосского (1907, 19152); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 3, 1964.

• Шульц И., Разъясняющее изложение «К. ч. р.», пер. с нем., М., 11)10; Vaihinger H., Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd 1—2, Stuttg., 1881—82; Smith N. K.; A commentary to Kant's «Critique of pure reason». L., 19302; Heimsoeth H., Transzendentale Dialektik. Ein Kommen­tar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Tl 1—4, B., 1966—71; Martin G., Sachindex zu Kants Kritik der reinen Vernunft, B., 1967; Materialien zu Kants «Kritik der reinen Vernunft», hrsg. v. J. Kopper, R. Malter, Fr./M., 1975.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ,идеалистич. направле­ние в нем., англ. и амер. философии кон. 19 — нач. 20 вв. Понятие К. р. ведёт происхождение от «крити­цизма» Канта. Взгляды нем. К. р. представляют собою «реалистич.» переработку кантианства и часто причис­ляются к неокантианству в широком смысле. Осн. представители — А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер и др. исходят из того, что «нашему сознанию не дано ничего, что не было бы уже образовано и преобразовано им самим» (R i e h l Α., Der philosophische Kritizismus. Geschichte und System, Bd 2, Lpz., 19253, S. 226). Совр. нем. К. р. представлен в учении А. Венцля, попытав­шегося осуществить «синтез» материалистич. установок совр. физики и идеалистич. философии на основе во­люнтаризма: «Мир есть воля и представление, при­рода — проявление идей» (W e n z l Α., Philosophie der Freiheit, Bd l, Münch., 1947, S. 216). Другая его тенденция — сближение с религией в целях защиты свободы воли.

В Великобритании К. р. (А. Сет, Д. Хикс) был бли­зок к персонализму,сочетая его с воззрениями шотланд­ской школы. В США К. р. как самостоят. школа возник в нач. 20-х гг. 20 в., когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Сантаяна и Селлерc издали сб. «Очерки критич. реализма» («Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, К. р. ут­верждает возможность лишь опосредованного позна­ния (репрезентативней), к-рое трактуется двояк«: или объект познаётся при помощи «данного» как логич. сущности, отличной от объекта и субъекта, но выражаю­щей нек-рые черты первого; или ояосредование осу­ществляется с помощью психич. представлений, отра­жающих и (или) символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим представители К. р. разделились на объективных идеалистов (Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и натуралистов, сближающихся с материализмом (Селлерс, Лавджой). При этом Пратт тяготеет к персонализму, Сантаяна развивает объек-тивно-идеалистич. филос. и социологич. систему, Лавд-жой «примиряет» К. р. с неореализмом, Селлерс при­ходит к взглядам, близким диалектич. материализму. Термин «К. р.» в широком смысле используется в совр. бурж. философии для противопоставления т. н. наивному реализму и связывается с признанием разли­чия между предметом познания и знанием субъекта о нём.

• X и л л Т. И., Еовр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Богомолов А. С.. Бурж. философия США 20 в., М., 1974, гл. 6; Бурж. философия кануна и начала империализ­ма, М., 1977, гл. 9, § 3; R е с k Α., Becent American philosophy, N. Υ., 1964, p. 208—75; W e s s e l K. F., Kritischer Realismus und dialektischer Materialismus, B., 1971; см. также лит. к ста­тьям Реализм, Сантаяна, Селлерс.

КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд.— А л с и о н) (р. 25.5.1895 или 1897, Маданаиалли, шт. Мадрас), инд. мыслитель и поэт. В 1909 мальчиком поразил членов Теософского общества (в к-ром служил его отец) спо­собностью непроизвольно впадать в экстаз. Выл воспи­тан под наблюдением руководительницы этого об-ва А. Безант и признан теософами мессией. Однако в 1929 отказался от всякого участия в организованной религ. деятельности, поставив осн. целью «воспитание свобо­ды в поисках истины». Беседы К. частично записаны и изданы; К. также автор двух книг стихотворений и неск. сб-ков эссе. Его мышление — принципиальная импровизация, сознательно избегающая стабильности своих терминов. Отвергая все законченные представле­ния о бытии, все системы, К. требует от своих слушате­лей не запоминания, а соучастия; подлинное понимание истины, по К., прекращает деятельность ума, спасаю­щегося от страха смерти за религ. и филос. символами, и всякую вообще обусловленную «деятельность», усту­пая место причинно не обусловленному «действию», идущему из свободной глубины личности. Перекли­каясь в ряде проблем своей философии с европ. экзис­тенциализмом, К. решает их, однако, в духе тради­ций вост. религ. мысли, восходящих к отрицательным определениям абсолюта в ранних упанишадах и буд­дизме.

• The first and last freedom Ь., 135Ί; Education and the signi­ficance of life, L., 19562; Commentaries on living, tv.] 1—3, N. Y., 1956—61; Talks in Paris, P., 1962; This matter of culture, L., 1964; Freedom from the known, L., 1969; The only revolution, L., 1970; в рус. пер.— У ног учителя, СПБ, 1911; Воспитание как вид служения, СПБ, 1913.

• Померанц Г. С., К. и проблема религ. нигилизма, в сб.: Идеологич. течения совр. Индии, М., 1965; S u а г ё s С., Krisli-namurti and the study of man, Bombay, 19552; N i e 1 A., Krish-namurti, the man in revolt, Bombay, 1957; FouereR., Krishnamurti ou la revolution du reel, P., 1969.

КРОЗЬЕ(Crozier) Мишель (р. 6.11.1922, Сент-Менеу), франц. социолог. Проф. ун-та в Нантере, руководи­тель Центра социологии организаций, президент Франц. социологич. об-ва (1970—72). Гл. сфера интере­сов К.— теоретич. и эмпирич. исследование социаль­ных организаций, господство к-рых он считает фунда­ментальным явлением совр. обществ. развития. В ра­боте «Феномен бюрократии» («Le phenomene bureaucra-tique», 1963) К. разрабатывает теорию бюрократии, к-рая включается в общую теорию функционирования организаций и теорию культурных систем. В основе проблематики организаций, согласно К., должно стоять исследование власти и видов её распределения, анализ стратегии деятельности индивидов в групп.

Растущая зависимость эффективности организаций от деятельности людей, «человеч. ресурсов» диктует необ­ходимость создания условий для активного социаль­ного участия, от отсутствия к-рого, по К., страдают как организации, так и их члены. Эти же темы К. раз­вивает в кн. «Блокированное общество» («La societe hloquee», 1970), в центре к-рой — проблемы социаль­ного изменения и усиления участия индивидов и групп в нововведениях. Под «блокированным» он понимает об­щество, подавляющее реальное изменение институтов и творч. инициативу. В теоретико-методологич. плане он тяготеет к структурно-функциональному анализу, вы­ступая в то же время против его превращения «в функ­ционалисте кую философию, в снисходительное одобре­ние обнаруженных взаимозависимостей» («Le phenomene bureaucratique», P., 1963, p. 22). Средство избежать этого, по К.,— выдвижение на первый план проблемы социального изменения, благодаря чему функциональ­ный подход не элиминирует историко-генетический, но служит ему. В целом критика франц. общества, содер­жащаяся в работах К., осуществляется с позиций ака-демич. социологии, не выходящей за рамки традицион­ного бурж. либерализма.

• Usines et syndicats d'Amerique, P., 1951; Petits fonctionnaires an travail, P., 1956; On no change pas la sociite par decret, P., 1979; La mal arnericain, P., 1980.

• Социология и современность, т. 2, M., 1977, с. 277—80.

KPОHEP (Kroner) Рихард (8.3.1884, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,— 2.11.1974, Маммерн, Швейцария), нем. философ-идеалист, один из крупных представи­телей неогегельянства. Первый этап филос. развития К. протекал в русле баденской школы неокантианства; поиски конкретного, «живого» содержания философии приводят К. к сближению с философией жизни и обус­ловливают его переход к неогегельянству («От Канта к Гегелю», «Von Kant bis Hegel», Bd 1—2, 1921—24). Разрабатывая в этот период (1920-е гг.) проблемы фи­лософии культуры, К. модернизирует гегелевскую фи­лософию духа с помощью понятия «души», заимствован­ного из философии жизни. После эмиграции К. из Германии (с 1938 — в Великобритании, с 1940 — в США) в его мировоззрении усиливаются религ.-мис-тич. тенденции: он всецело отдаёт предпочтение религ. пере перед разумом, откровению перед «умозрением», противопоставляя Гегелю религиозно ориентирован­ных философов Паскаля и Кьеркегора.

• Die Selbstverwirklichung des Geistes, Tub.,1928; The primacy of faith, N. Y., 1943; Culture and faith, N. Y., 1951; Speculation and revelation in the history of philosophy, v. 1—3, Phil., 1956— 1961; Between faith and thought, N. Y.— Oxf., 1966.

• Давыдов Ю. Η., Критика иррационалистич. основ гно­сеологии неогегельянства, в сб.; Совр. объективный идеализм, М., 1963; Skinner J. E., Self and world. The religious philo­sophy of R. Kroner, Phil., 1962.

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва,— 8.2.1921, Дмитров], идеолог рус. и между-нар. анархизма, учёный-географ, путешественник. Ис­следовал малоизученные р-ны Вост. Сибири, Амурской обл. и Сев. Маньчжурии, значительно исправил пред­ставление об орографии Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки в Швейца­рию и Бельгию и сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок «чайковцев», вёл революц. пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет заключения бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу аре­стован и осуждён на 5 лет тюрьмы во Франции, вернул­ся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Признал Οκτ. революцию 1917, однако отрицательно отнёсся к диктатуре пролетариата. После смерти Баку­нина считался главным теоретиком анархизма, явился создателем концепции т. н. анархич. коммунизма. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях меха-нич. объяснения развития, К. считал, что науки о