ВОЗМОЖНОСТЬ 87

обходимость — всеобщим условиям опыта. Подвергнув критике субъективистское понимание В. и д., основан­ное на их абс. противопоставлении, Гегель рассматри­вал возможность как абстрактный момент действитель­ности и определял последнюю как конкретное единство внутреннего и внешнего, сущности и явления. Однако он мистифицировал онтология, содержание категорий В. и д., придав им значение моментов в развёртывании абс. идеи.

Диалектико-материалистич. учение о В. и д. как осн. моментах движения и развития материи разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Образцом диалектич. анализа процессов превращения возможности в действитель­ность в обществе является «Капитал» Маркса, в приро­де — «Диалектика природы» Энгельса. Переход воз­можности в действительность постоянно совершается в неорганич. природе (напр., развитие Солнечной систе­мы из протопланетного облака, химич. реакции в опре-дел.-условиях и т. д.) и органич. природе (напр., реа­лизация многоклеточности как возможности, сущест­вующей первоначально абстрактно, в виде физиологич. функций одноклеточных, затем — в виде реальной возможности у колонии организмов, и, наконец, в виде действительности — у многоклеточных организмов). В познават. деятельности человека познание как воз­можность содержится уже в элементарном чувств. вос­приятии, но своей действительности достигает в науке и др. развитых формах отражения. Процесс перера­стания возможности в действительность может иметь вид простого изменения (преим. в неорганич. природе), сти­хийного развития (в органич. мире), сознат. деятель­ности (в обществе, напр. в ходе активной сознат. борь­бы за переход к высшей обществ.-экономич. формации, к коммунизму). Переход возможности в действитель­ность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня. Так, в условиях капитализма возникает возможность победы социалистич. револю­ции, её осуществление создаёт возможность построе­ния социализма, что, в свою очередь, делает реальной возможность перехода к коммунизму. Когда в обществ. жизни возникают различные возможности, то люди как сознательные активные существа производят выбор тех из них, к-рые в наибольшей степени отвечают потреб­ностям, интересам, ценностным установкам индивидов, социальных групп, и действуют соответственно этому выбору, превращая возможность в действительность.

В формальной логике понятия В. и д. лежат в основе теории модальности, восходящей к Аристотелю, к-рому принадлежит классификация суждений на проблемати­ческие (суждения возможности), ассерторические (суж­дения действительности) и аподиктические (суждения необходимости). Подобное деление сохраняет своё зна­чение и в совр. логике. Суждения возможности (типа «возможно, завтра пойдет дождь») и действительности (типа «небо пасмурно») могут быть единичными, част­ными или общими; суждения возможности по форме всегда утвердительны; суждения действительности мо­гут быть как утвердительными, так и отрицательными.

* M a p к с К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 3; е г о ж е, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика приррды, там же, т. 20; Л е-н и н В. И., Крах II Интернационала, ПСС, т. 26, с. 212—19; его же, Филос. тетради, там же, т. 29, с. 140—42, 321—22, 329—30; Проблема В. ид., М.— Л., 1964; Арутюнов В. X., О категориях В. и д. и их значении для совр. естествознания, К., 1967; Целищев В. В., Филос. проблемы семантики воз­можных миров, Новосиб., 1977; Маковка H. M., Проблема выбора в диалектике В. и д., Ростов-н/Д., 1978.

Б. А. Старостин.

ВОЙНА,организованная вооруж. борьба между гос-вами (группами гос-в), классами или нациями (наро­дами). Генезис В. уходит в глубь доклассовой истории человечества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1, с. 480). Однако только после возникновения анта-

ВОЙНА

гонистич. классов и формирования гос-ва, появления политики как специфич. вида человеч. деятельности В. обрела обществ.-политич. содержание, вызвала к жиз­ни собств. постоянно действующие институты (армия) и приобрела развитые формы.

Органич. связь между В. и политикой подчёркивал нем. воен. теоретик К. фон Клаузевиц (1780—1831). В., писал он, «...есть не что иное, как продолжение госу­дарственной политики иными средствами»; В. — «...не только политический акт, но и подлинное орудие по­литики, продолжение политических отношений, про­ведение их другими средствами» (Клаузевиц К., О войне, М., 1934, с. 5, 27). Именно эта мысль, но очи­щенная от идеалистич. и метафизич. наслоений, была положена В. И. Лениным в основу науч. понимания В. Причины и характер любой В. определяются пред­шествовавшей ей политикой воюющих сторон, их по­литич. намерениями и целями. «Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед вой­ной, неизбежно и неминуемо этот самый класс про­должает во время войны, переменив только форму действия» (ПСС, т. 32, с. 79). Каждому историч. типу общества присущ и преобладающий в нём тип В.

Марксизм-ленинизм делит войны на справедливые и несправедливые. Справедливые В. — это В. угне­тённых классов и наций за своё социальное и нац. ос­вобождение (гражданская война, нац.-освободит. вой­на), а также В., вызванные необходимостью отразить агрессию. Несправедливые В. — »то В., к-рые ведутся, как правило, эксплуататорскими классами за получе­ние тех или иных экономич. или политич. выгод (зах­ват рабов или колоний, изменение границ, торг. преи­мущества и т. п.). В. может быть несправедливой с обе­их сторон; она — и это случается чаще всего — может быть справедливой для одной стороны и несправедливой для другой. В ходе В. её характер может изменяться: классич. пример — войны Наполеона, к-рые начались как справедливые, освободительные, но затем пере­росли в захватнические, несправедливые.

В. могут оказывать различное влияние на обществ. развитие. Справедливые, революц. войны, к-рые угне­тённые ведут против угнетателей, всегда были движу­щей пружиной социального прогресса; разбивая уста­ревшую социально-политич. оболочку, они открывали простор для роста производит. сил, для подъёма всего общества на новую ступень развития. Несправедли­вые, захватнич. войны, к-рые начинают и ведут эксп­луататорские классы, по общему правилу, тормозят обществ. развитие, придают ему однобокие, уродли­вые формы. Такие В. могут выступать и в качестве пря­мого орудия контрреволюции. Вместе с тем история знает немало случаев, когда несправедливые, граби­тельские войны давали толчок крупным социальным переменам, вызывали революц. взрывы и бури. «Вой­на, — писал К. Маркс, — подвергает нацию испыта­нию... Подобно тому как мумии мгновенно распадают­ся, когда подвергаются воздействию атмосферы, так и война выносит окончательный приговор социальным учреждениям, которые утратили свою жизнеспособность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 11, с. 551). Никакая В. не вызовет революцию, если не созрели объективные предпосылки последней, но если они соз­рели, В. может выступить как своего рода спусковой механизм, приводящий в движение скрытые пружины социального переворота.

За период с 3600 до н. э. по 1980 было примерно 14 550 больших и малых В., в т. ч. две мировые В., в ходе к-рых погибло, умерло от голода и эпидемий св. 3,6 млрд. чел. Такова цена, к-рую человечество заплати­ло за разделение общества на угнетателей и угнетён­ных. Пока в мировой политике безраздельно господст­вовали эксплуататорские классы, все попытки остано­вить роковую карусель смерти были обречены на про­вал. Положение стало меняться после победы Οкт. ре-

волюции 1917 и решительно изменилось с образованием мировой системы социализма.

Главным, решающим социально-политич. фактором современности является сосуществование двух противо­положных экономия., социальных и политич. систем — капитализма и социализма. Противоречия, разделяю­щие эти системы, из к-рых одна представляет прошлое человечества, а другая — его будущее, непримиримы. Но это не означает, что в принципе неизбежно воен. столкновение двух систем. Образование и укрепление мировой социалистич. системы, рост политич. влияния коммунистич. и рабочего движения, крах колониализ­ма и возникновение десятков молодых развивающихся гос-в, активная политика мирного сосуществования, пользующаяся растущей поддержкой обществ. мнения во всём мире, — всё это резко сузило манёвренные возможности империализма, ослабило его позиции. В сер. 50-х гг. 20-й съезд КПСС сделал вывод о том, что нет фатальной неизбежности В. и существуют ре­альные возможности для того, чтобы обуздать агрес­сивные силы империализма.

Поскольку сохраняется капитализм, постольку сох­раняются и глубинные причины В. Но при этом впер­вые в истории появилась возможность поставить капи­тализм в такие условия, когда агрессия перестаёт да­вать политич. дивиденды агрессору. В первую очередь это относится к мировой ракетно-ядерной В.

Любая В., независимо от её масштабов, применяе­мых средств уничтожения, будет продолжением поли­тики того или иного класса. Но эта формула имеет и другое содержание. Она предоставляет гос. деятелю выбор: для достижения данной политич. цели можно действовать или мирным путём, или при помощи воо-руж. насилия. Военно-технич. революция, появление оружия невиданной разрушит. силы резко изменили ситуацию. В. уже не может служить разумным сред­ством гос. политики, выступать как целесообразный ва­риант политич. поведения. Существующий потенциал ответного удара, ракетно-ядерный паритет превращают агрессию в самоубийство. Т. о., социально-политич. и воен.-технич. факторы объективно снижают вероят­ность всеобщей ракетно-ядерной В. Однако угроза мировой катастрофы не только существует, но и может усиливаться. Поэтому борьба за прочный мир, обузда­ние гонки вооружений — стержневое направление внешнеполитич. деятельности СССР.

В совр. условиях маловероятны В. между крупными, развитыми империалистич. гос-вами. Уроки 2-й ми­ровой войны, классовая солидарность перед лицом уси­ливающегося социализма, общий страх перед волной социальных перемен перекрывают силы межимпериа-листич. противоречий.

Наиболее распространёнными в 50—70-х гг. 20 в. были В. и вооруж. столкновения, связанные со стрем­лением империалистич. гос-в сохранить своё господство или влияние в странах «третьего Мира». По мере ослаб­ления позиций империализма, укрепления независи­мости молодых нац. гос-в, наполнения реальным содер­жанием демократич. принципов и норм междунар. пра­ва войны и конфликты такого рода встречают всё боль­шие препятствия.

Наиболее распространённым совр. типом воен. кон­фликта являются В. между гос-вами «третьего мира» и гражд. В. внутри этих гос-в. Религ.-территориальные споры, племенная рознь, борьба за источники сырья, выступление против деспотич. режимов — эти и анало­гичные им причины, связанные с общей социально-экономич. отсталостью этих стран, питают воен. кон-фликты в зоне «третьего мира». Значит. роль в их воз­никновении играет неоколониалистская политика им­периализма. Подобные конфликты обычно называют локальными, периферийными. Однако, если учесть растущую взаимозависимость событий и гос-в, почти каждый такой конфликт затрагивает интересы и силы глобального характера. Углубление разрядки между-

нар. напряжённости, всё более широкое распростране­ние принципов мирного сосуществования могут умень­шить опасность воен. столкновений между развиваю­щимися странами.

Мало исследован в марксистской лит-ре вопрос о воз­можности воен. конфликтов между гос-вами, строящими социализм. Теоретически ясно, что такие конфликты противоречат природе социализма. Однако в реальной историч. практике внеш. политика нек-рых стран под влиянием национализма и шовинизма может оказаться в противоречии с принципами социализма и стать источ­ником вооруж. столкновений между гос-вами, строя­щими социализм.

В. как способ разрешения конфликтов между гос-ва­ми, классами, народами возникла и достигла своего апо­гея в силу причин объективного характера, связанных с существованием антагонистич. классов и эксплуатации. Возникновение социализма положило начало переходу к новой эпохе всемирной истории без В. Для этого не­обходима сознательная, целенаправленная деятель­ность всех сил, выступающих за мир и социальный про­гресс. Это движение возглавляет Сов. Союз и братские социалистич. страны, чья последоват. миролюбивая по­литика служит главным гарантом окончат. победы сил мира над силами В.

• Энгельс Ф., Избр. воен. произв., М., 1958; Ле­нин В. И., О В., армии и воен. науке, [Сб.], М., 1965; Ма­териалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Строков A.A., В. И. Ленин о В. и воен. искусстве, М., 1971; P ы б к и н Е. И., В. и политика в совр. эпоху, М., 1973; Тюшкевич С. А., Философия и воен. теория, М., 1975; Война и армия. Фило-софско-социологич. очерк, М., 1977. А.Е.Бовин.

ВОЛЬТЕР(Voltaire) [псевд.; наст. имя и фамилия — Франсуа Мари А р у э (Arouet)] (21.11.1694, Париж,— 30.5.1778, там же), франц. философ, писатель и пуб­лицист. Один из представителей Просвещения 18 в. В филос., художеств., публицистич. произв. подверг всесторонней и талантливой критике феод. отношения, деспотич. форму правления, феод.-клерикальное миро­воззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступая за утверждение бурж. отношений и антифеод. идеологии, В. не исключал компромиссы и уступки господствующим феод. сословиям. Ему были чужды не только коммунистич. идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у В. открытым материализмом и ате­измом, тем не менее защищавшийся В. деизм по су­ществу был замаскированным материализмом и ате­измом. Опираясь на философию Локка и естеств.-науч. взгляды Ньютона, В. в «Филос. письмах», «Трактате о метафизике», «Филос. словаре» и др. соч: близко подо­шёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, скло­нялся к признанию детерминированности естеств. и обществ. явлений, исключал религ. объяснение кон­кретных явлений природы. По В., сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной. В филос. и историч. трудах В. отвергал провиденциализм, рассматривая ис­торию не как проявление воли бога, а как творчество самих людей. С особой непримиримостью В. разобла­чал церковь как защитницу привилегий господствую­щего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения. В «Кандиде» и др. филос.-худо­жеств, произв. В. осмеивал христ. пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мыс­ли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего своё право на счастье. Передовые филос. идеи В. сы­грали большую роль в формировании нового поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дид-