АМОРАЛИЗМ 21

В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где господств, мо­раль нередко сопровождается практич. А., а оппози­ция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравст­венности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых идеологов молодой буржуазии и феод, церк­ви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузен-баум) имел тот смысл, что мораль должна быть пол­ностью подчинена политич. задачам, ради осуществле­ния к-рых оправданы любые методы («цель оправды­вает средства»). С сер. 19 в. в условиях духовного кри­зиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его апологией спонтан­ной жизненной силы как высшей ценности, не подле­жащей суду существующей нравственности, под к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирую­щая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).

В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведёт всякая попытка «уп­разднить» принципы нравственности, напр, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.

АНАКСАГОР(Αναξαγόρας) из К л а з о м е н (ок. 500—428 до н. э.), др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основопо­ложником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов — гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием ми­летской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в ви­де космогония, гипотезы, согласно к-рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бес­форменную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом — умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени), означала радикальное про­тивопоставление источника движения косной, инерт­ной материи. А. наделяет ум противоречивыми харак­теристиками, с одной стороны, описывая его как «лег­чайшую» из всех вещей, к-рая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он «содержит полное зна­ние обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход ми­ровой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальней­шем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединить­ся с себе подобными, образуя более или менее одно­родные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее коли­чество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».