Рецензенты

Рег. №

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

 

Экологическое право

Код дисциплины Б3.Б.12

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Отраслевая специализация – государственное право

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

Санкт-Петербург

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464 и в соответствии с рабочим учебным планом направления Юриспруденция (профиль - гражданское право), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 201_ г.

Рецензенты

Р. Г Степанов, кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии имени В. Б. Бобкова)

В. В. Мамонов, доктор юридических наук, профессор (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)

Автор-составитель Шубин Ю. П. старший преподаватель (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)

 

Программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция и определяет структуру и содержание дисциплины.

Предназначена для студентов АОУ ВПО Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

Программа утверждена на заседании кафедры государственного права

(протокол № 2от «30» сентября 2013 г.).

 

 

Декан юридического факультета Д. Ю. Гришин

 

Зав. кафедрой государственного права Д. А. Макаров

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Изучение специального курса преследует цель подготовки квалифицированных юристов и рассматривается как составная часть такой подготовки.

Основныезадачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

В нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

В правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

В правоохранительной деятельности:

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

В экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Дисциплина относится к профессиональному циклу, базовая часть (Б3.Б.12). Данный курс ориентирован на лучшее теоретическое усвоение и практическое применение студентами-юристами основных положений и особенностей современного экологического права.

Знать:

природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;

правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;

основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного права, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, трудового права, уголовного права, уголовного процесса, экологического права, земельного права, финансового права, налогового права, предпринимательского права, права социального обеспечения, международного права, международного частного права;

Уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы;

выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений;

Владеть:

юридической терминологией;

навыками работы с правовыми актами;

навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

 

 


3. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1.1

Очная форма обучения

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1.Экологическое право как отрасль права. ОК-1, 3
Тема 2.Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. ОК-1, 3 - -
Тема 3.Механизм охраны окружающей среды и природопользования. ОК-5, 7 - -
Тема 4.Юридическая ответственность за экологические правонарушения. ОК-6, 7 - -
Тема 5.Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. ОК-6, 7
Тема 6.Экологические функции правоохранительных органов. ПК-1,6
Тема 7.Правовой режим использования и охраны земель. ПК-3, 7
Тема 8.Правовой режим использования и охраны недр. ПК-5,9
Тема 9.Правовой режим использования и охраны вод. ПК-6,7
Тема 10.Правовой режим использования и охраны лесов. ПК-10, 17
Тема 11.Правовой режим использования и охраны животного мира. ПК-12, 17
Тема 12.Правовой режим охраны атмосферного воздуха. ПК-12, 17 - -
Тема 13.Правовой режим особо охраняемых природных территорий и территорий с неблагополучной экологической обстановкой. ПК-10, 12 - -
Тема 14.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. ПК-10, 12 - --
Тема 15.Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. ПК-12, 17 - -
Экзамен*              
Всего часов (в т.ч. форма контроля)   - -
Зачетных единиц              

 

 

Таблица 1.2

Заочная форма обучения

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1.Экологическое право как отрасль права. ОК-1, 3 - - -
Тема 2.Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. ОК-1, 3 - - -
Тема 3.Механизм охраны окружающей среды и природопользования. ОК-5, 7 - - -
Тема 4.Юридическая ответственность за экологические правонарушения. ОК-6, 7 - - -
Тема 5.Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. ОК-6, 7 -
Тема 6.Экологические функции правоохранительных органов. ПК-1,6  
Тема 7.Правовой режим использования и охраны земель. ПК-3, 7  
Тема 8.Правовой режим использования и охраны недр. ПК-5,9 -
Тема 9.Правовой режим использования и охраны вод. ПК-6,7 -
Тема 10.Правовой режим использования и охраны лесов. ПК-10, 17  
Тема 11.Правовой режим использования и охраны животного мира. ПК-12, 17 -
Тема 12.Правовой режим охраны атмосферного воздуха. ПК-12, 17 - - -
Тема 13.Правовой режим особо охраняемых природных территорий и территорий с неблагополучной экологической обстановкой. ПК-10, 12 - - -
Тема 14.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. ПК-10, 12 - - --
Тема 15.Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. ПК-12, 17 - - -
Экзамен*              
Всего часов (в т.ч. форма контроля)      
Зачетных единиц              

 

 

Таблица 1.3

Заочная форма обучения: на базе среднего специального образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1.Экологическое право как отрасль права. ОК-1, 3 - - -
Тема 2.Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. ОК-1, 3 - - -
Тема 3.Механизм охраны окружающей среды и природопользования. ОК-5, 7 - - -
Тема 4.Юридическая ответственность за экологические правонарушения. ОК-6, 7 - - - - -
Тема 5.Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. ОК-6, 7 - - -
Тема 6.Экологические функции правоохранительных органов. ПК-1,6 - - -
Тема 7.Правовой режим использования и охраны земель. ПК-3, 7 - - -
Тема 8.Правовой режим использования и охраны недр. ПК-5,9 -
Тема 9.Правовой режим использования и охраны вод. ПК-6,7 -
Тема 10.Правовой режим использования и охраны лесов. ПК-10, 17  
Тема 11.Правовой режим использования и охраны животного мира. ПК-12, 17 -
Тема 12.Правовой режим охраны атмосферного воздуха. ПК-12, 17 - - - - -
Тема 13.Правовой режим особо охраняемых природных территорий и территорий с неблагополучной экологической обстановкой. ПК-10, 12 - - - - -
Тема 14.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. ПК-10, 12 - - --
Тема 15.Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. ПК-12, 17 - - -
Экзамен*              
Всего часов (в т.ч. форма контроля)      
Зачетных единиц              

 

Таблица 1.4

Заочная форма обучения: на базе высшего образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1.Экологическое право как отрасль права. ОК-1, 3 - - -
Тема 2.Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. ОК-1, 3 - - -
Тема 3.Механизм охраны окружающей среды и природопользования. ОК-5, 7 - - -
Тема 4.Юридическая ответственность за экологические правонарушения. ОК-6, 7 - - -
Тема 5.Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. ОК-6, 7 -
Тема 6.Экологические функции правоохранительных органов. ПК-1,6  
Тема 7.Правовой режим использования и охраны земель. ПК-3, 7  
Тема 8.Правовой режим использования и охраны недр. ПК-5,9 -
Тема 9.Правовой режим использования и охраны вод. ПК-6,7 -
Тема 10.Правовой режим использования и охраны лесов. ПК-10, 17  
Тема 11.Правовой режим использования и охраны животного мира. ПК-12, 17 -
Тема 12.Правовой режим охраны атмосферного воздуха. ПК-12, 17 - - -
Тема 13.Правовой режим особо охраняемых природных территорий и территорий с неблагополучной экологической обстановкой. ПК-10, 12 - - -
Тема 14.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. ПК-10, 12 - - --
Тема 15.Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. ПК-12, 17 - - -
Экзамен*              
Всего часов (в т.ч. форма контроля)      
Зачетных единиц              

1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ